А может быть, сыграет одну из своих любимых ролей - Лошадь Сестричку в «Очень простой истории».
«Когда произношу монолог «Я старая, никому не нужная кляча», чувствую, что это про меня, - почти серьёзно говорит актриса. - Не знаю, что ещё написала автор Марина Ладо, но эта пьеса необыкновенная. В ней рассуждают о жизни, думают о смерти. Люди, лошади, свиньи – все вместе. При этом животные, мне кажется, ведут себя человечнее людей».
Нина + Саша
Эта актриса совсем не похожа на чопорную, самовлюблённую приму. Когда у самой близкой подруги Люси Кобзаренко диагностировали неоперабельный рак, Нина Ивановна пришла к ней с раскладушкой и целый год ухаживала за больной. Врач как-то сказала: «Посмотрите на эту блаженную, она семью бросила, за подругой ухаживает!». «У меня ведь взрослые все, а она одна», - спокойно объяснила Калаганова.
Народный артист Татарстана Александр Калаганов в начале нулевых работал в молодёжном театре Нижнего Тагила. В феврале 2001-го он сказал жене и друзьям, что возвращается в родной Казанский ТЮЗ, а в Нижний Тагил едет в последний раз. Отыграв спектакль, актёр решил пройтись, направился к ночному ларьку, чтобы купить сигареты. И увидел, как подростки развлекаются, натравливая ротвейлера на ополоумевшую от страха бродячую дворнягу.
Александр Викторович пройти мимо не смог, попытался спасти несчастное животное: «Что вы делаете? Прекратите!». Озверевшие парни увидели в нём новую жертву, вчетвером набросились на 53-летнего актёра. От первого же удара Калаганов упал на землю. Но молодёжь это не смутило, они били ногами лежачего. А потом прыгали на его груди.
«Мне говорят: вы будете жить долго и хорошо, потому что он все муки принял за вас, - говорит Нина Ивановна. – На суд друзья не позволили мне поехать, сказали: «Ты сойдёшь с ума от несправедливости».
Не могу сказать, что простила тех, кто убил Сашу, но ненависти к ним не чувствую. Им дали по 9-10 лет, они уже отсидели, получили своё. Это горе, беда их родителей, что они так воспитаны».
Александра Калаганова нет уже 13 лет, но казанцы до сих пор помнят все его роли, спектакли. Нина Ивановна проводит вечера памяти, на которые приходят те, кто знал её мужа. Один из побывавших на них режиссёров как-то признался: «Если бы это был не вечер памяти, я сказал бы: просто блестящая режиссёрская работа».
«Мне иногда говорят: «Хватит, отпусти его», - рассказывает Калаганова. - Но я его не держу. Он есть, он как бы со мной.
Как и у всех, у нас в семье были сложности, но мы их преодолевали, переживали, потому что изначально были друзьями. Видимо, это нас сохранило. Отметили серебряную свадьбу – в тех же костюмах, в которых поженились. Разыграли целый спектакль: как мы познакомились, как появилась Леночка...»
Уважаю и волнуюсь
Вспоминая то время, Нина Ивановна рассказывает, что режиссёр Камаловского театра Фарид Бикчантаев планировал поставить в своём театре спектакль с участием её мужа. Говорил: «Саша, я придумаю спектакль, и ты будешь играть в нашем театре - на русском, а мои актёры – на татарском». Увы, не случилось.
Сейчас Нина Калаганова уже приводит в Камаловский театр своих внуков. Она старается не пропускать ни одной премьеры камаловцев, дружит с ними.
«В Камаловском меня всегда очень уважительно встречают: «О, ипташ Калаганова пришла!» Я сначала не понимала, что такое «ипташ» и спрашивала: «Это не ругательное слово?» Потом мне объяснили, что в переводе с татарского это означает «товарищ».
Увы, татарский язык она знает только по названиям спектаклей: «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль») или «Курчак туе» («Кукольная свадьба»)… Одно время Нина Ивановна очень серьёзно занялась татарским, купила себе разговорники, самоучители. Но выучить этот язык у неё не получилось. «Уже нет такой памяти, чтобы запоминать слова, грамматику, - сокрушается она. - Это плохо. Я считаю: если живёшь в Татарстане, татарский язык надо знать. Но мне кажется, если я его не знаю, унижать меня всё-таки не стоит…
Меня смущают закутанные девочки, которые появились в последние годы на улицах нашего города. Если посмотреть старинные фотографии, на казанских татарках надеты чудесные калфаки, у них красивые причёски, никто не закутан, ни во что не замотан».
Живу, как умею
Она гордится, что дочь Лена работает в их родном ТЮЗе и уже получила звание заслуженной артистки РТ. «В театре её хвалят, но я хвалю всех меньше, - говорит актриса. - «Мне не стыдно» - это самая большая моя похвала.
Понятие стыда и совести сейчас куда-то уходит, к сожалению. Видимо, я стала старая брюзга, но обидно, что всё теперь как-то очень просто в жизни: просто поженились, просто развелись, просто какие-то отношения, просто альянсы... Не попробовав вместе преодолеть какие-то трудности, раз и разбежались».
Она преподаёт режиссуру, но признаётся, что быть режиссёром собственной жизни у неё не получается. «Я, наверное, не по веку медлительный человек. Хотя и Саша всегда говорил: «Нина, жить надо постепенно».
Сейчас надо всё быстро – сделать, сообразить. А мне обязательно надо сделать так, чтобы всем вокруг было хорошо. О себе самой я подумаю в последнюю очередь».
Я зла не имею.
Я сердцу не лгу.
Живу, как умею.
Живу, как могу.
Смотрите также:
- От станка - к книге. История успеха самой популярной писательницы в РТ →
- Волнующие истории о «маленьких» людях, которые делают мир лучше →
- Классная драма. Какие пьесы пишут казанские подростки? →