Татарская родословная Чингиза Айтматова

Сестра писателя Роза Айтматова счита­ет Татарстан родиной предков. © / Фото автора. / АиФ-Казань

В Кукморе имя писателя недавно присвоили гимназии №1. Ещё одну школу готовятся переименовать в Балтасинском районе, там же установят и бюст Айтматова

   
   

Почему столько внимания в РТ уделили именно этому? Что объединяет уроженца Киргизии с нашей республикой? С Татарстаном Чингиза Айтматова связывают корни по материнской линии и предсмертные надежды. Об этом рассказывает сестра писателя Роза Айтматова.

«Байское происхождение»

Хоть Чингиз Айтматов и родился в Киргизии, он наполовину татарин. Родиной всех предков писателя по материнской линии была деревня Маскара Кукморского района РТ. На сельских кладбищах до сих пор сохранились могильные плиты праотцов, начиная с XVII в. А несколько лет назад в школьном музее обнаружили родословную Айтматова, написанную арабской вязью. На генеалогическом древе были данные о 200 (!) представителях рода.

Хамза Абдувалиев - дед Чингиза Айтматова (1889г.) и мать писателя Нагима Айтматова (1917г.). Фото из книги Р.Айтматовой «Белые страницы истории. Мои воспоминания…»

Было в «шаджаре» (с тат. «родословная») и имя деда писателя Хамзы Абдувалиева, который прожил в Маскаре до 30 лет. По рассказу Розы Торекуловны, он родился около 1850 г., был купцом, торговал тканями. Учился сначала и в медресе, и в русской школе. Был очень образованным, читал и писал по-татарски и по-русски, знал арабскую письменность. К 30 годам у него были хорошие торговые связи и приличное состояние. Вслед за старшим братом, тоже купцом, он переехал в Киргизию, где женился во второй раз. Бабушка писателя - Газиза - тоже была татаркой, причём из знатной сибирской семьи. В браке родились 8 детей. Мама писателя Нагима - младшая из дочерей.

Братья Абдувалиевы жили в г. Каракол. Они купили грузовую баржу, построили  торговые ряды, похожие на петербургский Гостиный двор. Нагима Айтматова вспоминала, что в семье всегда отмечали Уразу, Курбан-байрам и Навруз. По мусульманским традициям половину двухэтажного купеческого особняка считали девичьей. Хамза увлекался садоводством, вырастил яблоневый сад.

   
   

Но советская власть отобрала у Хамзы всё - дома, магазины, сады, баржу, состояние. В двухэтажном особняке сделали школу, пришлось переехать в домик на две комнаты возле сада и сдавать урожай властям. Нагима хотела поступить в медтехникум, но её не взяли из-за «байского происхождения». Тогда она пошла на курсы стенографисток, поступила работать в обком комсомола, где и познакомилась с Торекулом Айтматовым, отцом писателя.

Нагадала славу

У Айтматовых было четверо детей. Чингиз - первенец, а Роза - младшая. В 1937 г., когда отца репрессировали, Чингизу было 9 лет. Он заменил брату и сёстрам отца. Незадолго до ареста Торекул Айтматов отправил семью из Москвы, где он был слушателем историко-партийного института Красной профессуры, в глухую киргизскую деревню. Нагима думала, что мужа осудили на 10 лет, ждала вестей.

- В 1943 г. соседка посоветовала маме гадалку гречанку Айвазиди, - рассказала Роза Торекуловна. - Ворожея увидела, что через 10 лет старший сын доучится и увезёт её: «Он будет известным в мире человеком». А про отца - что он вернётся.

Чингиз и правда окончил сельхозинститут и в 1953 г. перевёз семью в пригород Бишкека (тогда Фрунзе). Что касается отца, то его могилу дети нашли в 1991 г. Может, гадалка видела и это, но не стала лишать маму надежды. Кстати, сам писатель однажды наведывался к Ванге.

- Он рассказывал, что Ванга видела отца живым. Недавно в Китае объявились наши «родственники». Но я видела доказательства расстрела отца и даже теряюсь, кому верить - документам или китайской «родне»? - шутит Роза Торекуловна.

Чингиз Айтматов с сыном Эльдаром, 1987г. Фото из книги Р.Айтматовой «Белые страницы истории. Мои воспоминания…»

…В РТ Чингиз Айтматов был дважды - в 2000 г. во время журналистского форума и в 2008-м. Перед смертью он хотел побывать на родине предков в Маскаре, провести там съёмки фильма «И дольше века длится день». Однако в Казани он заболел, его доставили в больницу Нюрнберга, где он скончался спустя три недели. Его последние надежды остались на нашей земле…

 

Смотрите также: