За кулисами казанского театра «Экият» : как оживают куклы

Фото: АИФ

Работа над каждой новой сказкой начинается за несколько месяцев. Рождению кукольного персонажа предшествует момент, когда у режиссера появляется замысел в отношении нового спектакля. Он рассказывает об идее художнику, а тот думает над тем, как должны выглядеть все герои, декорации. Затем художник создает эскизы, а режиссер утверждает актеров на роли.

   
   

Куклы рождаются из поролона и папье-маше

Внешность» кукол утверждают на худсовете, и только после этого начинается работа над их созданием. Надежда Коняхина пришла в театр сразу после окончания Казанского театрального училища в 1980 году. Под ее руководством здесь трудятся четыре бутафора.

Творческая атмосфера царит повсюду: несколько столов завалены различными эскизами, всевозможными бусинками, коробочками, катушками разноцветных ниток, яркими тканями и поролоном. Где-то лежит голова безухой мышки и ласточка с бесформенными крыльями. В шкафу вдоль стены расположились Дюймовочка и ее жених - Жук.

   
   

«Мы "лечим" кукол – реставрируем, - комментирует бутафор. – Поролоновый наполнитель через пять лет приходит в негодность, поэтому мы обновляем старых персонажей».

Сейчас здесь трудятся над куклой «Зима», зайцем и снеговиком. Сначала художник лепит из пластилина голову куклы.

Затем в работу включаются бутафоры. Они разрезают модель пополам, чтобы обе половинки залить гипсом и изготовить две формы-копии. Следующий шаг – превращение гипсовых слепков в маску из папье-маше, с помощью самоварного клейстера. Затем дают высохнуть, в течение двух дней и снимают. Бутафоры – мастера на все руки. Нередко ими становятся люди без специального образования, которые умеют шить, клеить, творить из разных материалов. Главное – фантазия и аккуратность. 

Чтобы кукла ожила

Справка
«Экият» – единственный кукольный театр в Казани.Театр был основан в 1934 году и до недавнего времени базировался в здании бывшей церкви. В новом здании театра есть 2 зрительных зала, где работают около 100 человек, из них 30 актеров.

Когда полностью готова маска, художник разрисовывает кукольное лицо красками и относит в цех к другому специалисту – плотнику-конструктору, который в свою очередь отвечает за то, чтобы кукла «ожила». «Они будут заниматься ею 2-3 недели. Также они создают большинство декораций, которые мы обтягиваем тканью для сохранности и потом на них рисуем», - объясняет нам бутафор.

Плотник устанавливает голову будущего персонажа на специальном шесте (он называется гапит), снабженном специальной машинкой для подвижности. На этом этапе у персонажей появляются руки и ноги (как правило, из поролона), к которым прикрепляют специальные трости. С помощью трости актеры и управляют куклами, находясь за ширмой.

«Наряды должны быть эффектными, как у Зайцева»

Ну и последний штрих – костюм сказочного героя, который создают в швейном цеху. «Куклы затягивают как наркотики, - говорит Елена Ильинишна, посвятившая театру 16 лет. – Многие из работающих в театре личную жизнь не могут устроить, посвящая себя сцене».

В швейном цеху только две портнихи, которым порой приходиться обшивать по 50 кукол. В комнате расставлены эскизы художников, лежат разноцветные ткани. «Куклы хоть и не живые, но все равно работают, - смеется женщина. – Наши герои должны выглядеть эффектно, как у Зайцева.

Одежду и обувь героям шьем по меркам, соблюдая все пропорции. Важно, чтобы одежда была яркой». При создании костюмов также и учитываются характеры кукол: Дюймовочка и Баба Яга будут выглядеть по-разному: одна из светлых и ярких тканей, а другая – из «рваных» и темных. Чаще всего швеи используют ситец, стрейч, синтепон, тюли.

«Впрочем, куклы бывают очень разными, - признается Елена Ильинишна. - Есть перчаточные, которые просто одеваются на руку актера; гапитно-тростевые, которыми управляют скрытые за ширмой актеры и куклы-марионетки, которых двигают сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Иногда артисты просто наряжаются в костюмы и играют роли сами, а бывает, выступают в ростовых куклах. Например, Зиланта –крылатого дракона из новогоднего представления - «Хрустальной фанфары» создавали из поролона, проволок, искусственного меха на протяжении нескольких недель.

Не актер управляет куклой, а кукла актером

Пока «рождаются» куклы, актеры театра репетируют свои роли в «Хрустальной фарфаре» и «Волшебных снежинках». «Не актер управляет куклой, а кукла актером, - говорит один из них - 60-летний Даниль Утешев. - Только если я учитываю ее внешние данные, механику, мимику и подчиняюсь ей – все получается».

Он объясняет, что куклой нужно управлять без суеты и лишних движений, потому что это смотрится «грязно и неестественно».

Как признается мужчина, здесь могут работать только энтузиасты. Сам он в Театр кукол пришел по распределению, после окончания Казанского театрального училища в 1979 году. Так и остался. «Мое утро начинается с разминки речевого аппарата в ванной, шесть дней в неделю с 10.00 до 17.00 мы репетируем, я работаю над ролью, даже после окончания спектакля».

По словам Даниля, одну роль разучивают сразу несколько актеров-дублеров, которые должны добиться максимальной схожести в голосе и в движениях, чтобы зритель никогда не чувствовал подмены. Чаще всего Утешев играл злодеев. «Сейчас существует тенденция: многие персонажи кукольного театра сейчас страдают цинизмом», - уверен актер. По его словам, это «влияние СМИ, которое пагубно сказывается в воспитании детей».

В минуты грусти актер берет в руки «Мастера и Маргариту», а в будущем мечтает сыграть глубокие и значимые роли. «Я всегда задумываюсь, что я могу дать ребенку, чтобы он рос добрым, честным, умным», - говорит он.

В новогоднем представлении Даниль играет роль Петрушки-зазывалы, веселит детей, дарит им сказку, радость. «Я сам никогда не повзрослею, - улыбается он задумчиво. – В кукольном театре нельзя взрослеть».

Смотрите также: