Влюбленный объектив. Казанский японец разбивает стереотипы о России

Знает, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», поскольку учил русскую литературу. На факультете журналистики и социологии КФУ он единственный японец.

   
   

 

Сохей Ясуи

 

10 дней, которые потрясли…

- Сохей, чем интересны вам Россия и Казань?

- В детстве самой любимой игрушкой был атлас мира, который подарил отец. Россия – самая большая страна, и я стал изучать её по описаниям в атласе. В сознательном возрасте понял, что мы, японцы, очень мало знаем о соседе. В 2005 г. впервые приехал в Россию на 10 дней. Сначала в Москву, потом – на Белое море. Там была биостанция, куда отца, профессора биологии, пригласили читать лекции, и он взял меня с собой, т.к. я уже занимался фотографией. На станции познакомился со студентами-биологами КГУ. Раньше думал: Россия – холодная страна, а люди там замкнутые. Но всё оказалось иначе. Я общался со светлыми, открытыми ребятами. Они неважно знали анг­лийский, я почти не говорил по-русски, но как-то понимали друг друга и подружились. Они много рассказывали о Казани, потом мы с ними переписывались. Сейчас они уже окончили университет, завели семьи, детей, и я хожу к ним в гости. Белое море произвело на меня тогда огромное впечатление. Более яркое, чем Москва. Природа, простор, нигде такого не встречал. Хотя я много путешествовал – и по Китаю, и по другим странам, но Россия - что-то необыкновенное. Она постепенно полностью завладела моими мыслями и душой.

Фильтруй базар?

- Как пришло решение поступить в КГУ? Вы ведь уже окончили престижный институт в Токио.

- Сначала думал: поеду только фотографировать. Потом понял: нет, надо всё-таки учиться, чтобы лучше узнать и язык, и Россию. В каждой стране своё понимание роли журналистики, хотя немало общего. Повсюду информацию фильтруют так или иначе. Почему в Японии мало знают о России? Потому что в СМИ – только политика. А какова повседневная жизнь общества, простых людей? Меня заинтересовало, как в России обучают журналистов. Мне стало интересно учить русскую и зарубежную литературу, ведь в японских вузах не дают таких обширных знаний. Русская литература для японцев – Толстой, Достоевский, Чехов… Мало кто читал Булгакова, а для меня его роман «Мастер и Маргарита» стал открытием. Да и Пушкина я в Японии не читал.

   
   
Цыганский табор

 

- А вот богатые россияне отправляют детей за рубеж. Считают, что и там учат лучше, и не забалуешь.

- Образование зависит от человека, где ни учись. Если он хочет и готов получить знания, то не будет спать.

- Много ли земляков у вас в Казани?

- Всего несколько человек, но я не чувствую себя одиноким, у меня много друзей. Годы в Казани – прекрасная часть моей жизни.

- Вы уже выбрали тему дипломной работы?

- Она называется «Визуальный образ России в фотографии». Изучаю не только российскую, но и мировую прак­тику, историю, о которой мало известно. Что такое фотография, для чего и кому она нужна? Это лишь информация или и искусство тоже? У каждого – свой взгляд. Но есть и стереотипы. Россия в представлении многих иностранцев, которые здесь никогда не были, это зима, ушанка, медведь… И у меня такое было.

- Наши стереотипы тоже живучи: сакура, Фудзияма, сакэ, харакири…

- Я хочу разрушить шаблонный и устаревший визуальный образ России. Иностранные фотографы снимают только то, что заинтересует основного потребителя информации - средний класс. А его чаще всего интересует подтверждение сложившегося образа. Дескать, я тоже так считаю и всегда это знал. Но современная Россия быстро меняется. Кто ищет, тот находит!

Россия без ушанки

- Что вы уже нашли и ещё хотите найти?

- Ваша страна пережила не­обыкновенно трудное время. Неактуально продолжать искать остатки того негатива. Меня интересует настоящее и будущее. Но этого нет без прошлого. Собрать всё воедино – моя задача. Большое влияние оказали работы многих мастеров фотографии, в частности, Ляли Кузнецовой (интервью с ней – в №17 и на сайте www.kazan.aif.ru). Такие люди с 80-х годов начали открывать миру Россию без официоза. Они, я думаю, были свободны в поиске от пресса идеологии, хотели показать жизнь простого человека, которого надо уважать. А жизнь – повсюду драма, независимо от идеологии. Я хочу показать Россию нейтрально, руководствуясь японским минимализмом. На моих снимках почти нет «знаков»: флагов, памятников, религиозных символов и т.п. Очень осторожно к этому отношусь.

- Уже сложился визуальный образ России?

- Он многообразный. Даже слишком. Я объездил почти всё Поволжье. Внешне в городах всё вроде одинаковое: улицы, площади, дома… Но стоит здесь пожить несколько дней, и находишь своеобразие. Допустим, в Казани, чтобы поймать «мотор», поднимают руку. А в другом городе – никто не остановится, не принято. В России всё не по правилам, а по понятиям. В Японии правил много, они одинаковы для всех и строго соблюдаются. У вас сегодня можно, завтра нельзя, и никто не знает, что будет послезавтра. Первое время было трудно ориентироваться, сейчас уже ничему не удивляюсь.

Россия глазами японца

 

- Вы про российские законы?

- Нет, про обыденную жизнь. В Казани я с 2007 г. Есть с чем сравнивать. Продуктов стало много, но цены выросли. 5 лет назад даже хлеб стоил дешевле. Ресторанов суши у вас больше, чем в Японии. Я редко в них бываю. Лица людей изменились, их поведение и одежда, молодёжь стала другой.

- Бывали ли вы в сёлах республики?

- Много раз. Снимал, например, кряшен, подолгу жил среди них. В деревнях никогда не встречал плохих людей, настороженного отношения. Да, я иностранец, но не инопланетянин же! Кряшены – меньшинство в республике. Я – тоже меньшинство, они мне понятны и близки, как и другое меньшинство – цыгане. Экстремальные события меня не привлекают. Я не папарацци, я фотограф.

 

Досье
Сохей Ясуи родился в 1983 г. в г. Чигасаки (префектура Канагава). Окончил Токийский институт фотожурналистики. Холост.

- Но у вас есть снимки о трагедии в Фукусиме…

- Это другое. Как мог, я разделил горе своего народа. То, что увидел, было ужасно. Много нового узнал в Фукусиме и о моей стране, и о людях. В мировой прессе всего не писали.

 

- Вы планируете своё будущее?

- Возможно, буду фрилансером. Хотел бы работать по России. Интересуют другие регионы, например, Дальний Восток. Пока у меня нет семьи и я свободен, надо набраться новых впечатлений. В фото­графии важно, думаю, чистое отношение к объекту съёмки. Вероятно, не надо рассматривать её только как заработок. Я уже влюблён в Россию. И это, наверное, навсегда...

Смотрите также: