Декорации «Турандот» обошлись оперному театру Казани в 5 млн рублей

Увидеть премьеру казанцы и гости города смогут 23 и 24 сентября. «АиФ Казань» узнал, как идёт подготовка к премьере.

   
   

 

Артист Рустам Айзатуллов

в костюме императора Альтоума

 

Пятитонный дворец

12 сентября из Москвы в Казань прибыли фуры с декорациями к «Турандот» общим весом в 5 тонн. На сцене будет воссоздан императорский замок высотой 10 м с 4 башнями и настоящими водопадами и фонтанами. По технической сложности эти декорации можно сравнить с оформлением оперы «Лючия ди Ламмермур», где используется крутящийся круг весом примерно в 6 тонн со стоящим на нём хором (а это 70 человек!).

- Накачку воды в водопады будет обеспечивать электроника, вмонтированная внутрь декораций, - поясняет пресс-секретарь театра оперы и балета им. М. Джалиля Жанна МЕЛЬНИКОВА. – Они лёгкие, но фактурные, должны просто разбираться-собираться, это важно для всех декораций с учётом насыщенной гастрольной жизни театра и фестивалей, когда декорации собираются и разбираются за ночь.

В среднем оформление сцены одного спектакля, в зависимости от сложности, обходится в 1,5-3 млн руб., и это самая затратная статья в подготовке любой постановки. А декорации с каждым годом становятся всё сложнее, высокотехнологичнее.

- Казанская публика не очень любит спектакли с простым или современным оформлением, - говорит Ж. Мельникова. - Большинство идут в театр, чтобы увидеть подлинную атмосферу времени, о котором идёт речь. Если это XVIII век, то должны быть соответствующая обстановка, красивые длинные платья, причёски тех времён и т.д.

Чтобы костюмчик сидел

Пока монтажёры «строят» дворец, костюмеры театра бьются над тем, как воплотить замысел художника и создать костюмы для «Турандот» так, чтобы у зрителя не было сомнений в подлинности действия на сцене. Во время подготовки к спектаклю костюмеры работают почти круглосуточно – сроки сжатые, а костюмов надо подготовить 260 (к слову, для балета «Спартак» было изготовлено 550 комплектов).

- Форму костюма, его соответствие времени определяют художник с постановщиком, затем рисуются эскизы, оговариваются детали – цвет, вид ткани, узоров, украшений, а также вид головного убора, - рассказывает начальник цеха по пошиву костюма Лилия МАСЛОВА. – Ткани мы все закупаем на складах в Москве, в Казани может не быть нужного количества, да и качества.

   
   
Цифры
10 тыс. костюмов хранится в театре, не считая балетных пачек.

200 м ткани ушло на костюмы для «Турандот».

Более 200 солистов хора и оркестра одновременно задействовано в «Турандот».

Каждый костюм сшит для конкретного артиста – строго по меркам. Сценическая одежда должна быть удобной, вписываться в декорации, выгодно выглядеть при освещении. Раньше почти все узоры приходилось наносить вручную, а сейчас на помощь приходят готовые аппликации, аэрозольные краски и т.д. С учётом затрат один костюм обитателя императорского дворца с вышивкой и росписью «потянул» на 6 тыс. руб., а императора – в несколько раз дороже.

- Каждый костюм сложный по-своему, но самые непростые в изготовлении - в «Аиде», где много украшений, «наворотов», ручной работы, - говорит Л. Маслова. – Вообще проще одевать артистов оперы, чем балета – костюм не должен стеснять движений. Бывает, что танцовщик пришёл из отпуска, примерил костюм и понял, что слегка располнел. Тогда наряд приходится подгонять заново, пока он не восстановит форму.

Высоки требования и к обуви – она изготавливается только из натуральных материалов (кожи и текстиля), вручную. Мечта модниц, да и только! Отдельные мастера занимаются причёсками. Правда, париков в театре не делают – привозят готовые, с которыми затем работают парикмахеры: делают причёски, вплетают украшения и т.д.

Кладовая

В репертуаре театра – 39 спектаклей, каждый из которых имеет свой набор декораций, костюмов и реквизита. Понятно, что всё на свете здание те­атра вместить не может, поэтому большая часть декораций хранится в специальных складах за его пределами. А вот костюмы и реквизит в идеальном порядке располагаются в специальных помещениях театра.

 

Смотрите также: