О том, как это было, «АиФ-Казань» рассказал его автор - художник-монументалист, член Союза художников России и Татарстана Риф Фахрутдинов.
Приняли «на ура»
Почему другие символы не выдержали конкуренции со снежным зверем? По словам художника, архитектурные сооружения, даже если это башня Сююмбике, не могут использоваться в качестве символов герба – ими традиционно становятся представители животного мира. А самый серьёзный «соперник» - Зилант вызывал в те времена ненужные исторические ассоциации: «Он был на гербе Казанской губернии. Так зачем же этот старый символ республике, принявшей суверенитет, возрождающей свою государственность?» Ну а после того, как один из депутатов, сравнил этот образ с василиском, шансов стать эмблемой республики у Зиланта практически не осталось.
Шаг правой ноги
То ли дело крылатый барс! Этот зверь украшал ещё герб Волжской Булгарии. Уже в те далёкие времена его почитали как божество плодородия, покровителя детей.
Приподнятая правая передняя лапа барса - традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Он означает также начало движения (какого-либо важного дела) «шагом правой ноги», то есть доброе начало движения Татарстана по пути обновления. У барса острые зубы и когти: если надо, он защитит и себя и всех тех, кто находится под его покровительством.
О том, что белый барс – животное священное, говорят крылья. Причем перьев в них не пять или шесть, а именно семь. Это число означает пространство воздействия барса – он всесилен и на земле, и на небесах. Кстати, эти перья однажды стали поводом для прокурорского протеста. Он прозвучал на сессии Госсовета республики.
«Я вижу, в этом зале грубо нарушается татарстанский закон, - указал на находящееся в зале парламента изображение белого барса прокурор республики Кафиль Амиров. - В крыле барса должно быть семь перьев, а их тут только шесть!».
Создавать счетную комиссию не пришлось. Протест был безропотно удовлетворен — к следующему заседанию барсу дорисовали недостающее перо красной краской.
«Неужели я должен был нарисовать нашего барса не с поднятым, а с поджатым хвостом – то есть трусливым, агрессивным?! – недоумевает Риф Загреевич. - Нет, он спокоен, всегда уверен в себе».
Раритет в куче мусора
Известный художник-монументалист Риф Фахрутдинов и по сей день гордится своей работой – олицетворением новейшей истории Татарстана. Но к гордости примешивается чувство горечи.
До глубины души он был возмущён тем, как отнеслись к снежному барсу в одном из музеев Казани. Художника попросили предоставить для выставки самый первый эскиз герба, который одобрил Верховный совет. А когда выставка закрылась, в музее затеяли ремонт.
«Я пришёл за своей работой и едва отыскал её в куче мусора, - говорит Риф Фахрутдинов. – Ну как же можно было так отнестись к символу республики?!».
С тех пор самое первое изображение крылатого символа Татарстана художник хранит у себя, не реагируя ни на какие просьбы отдать его на хранение в хорошие руки.
Мнение специалиста
Рафаэль Хакимов, директор института истории АН РТ:
- Снежные барсы и просто барсы – леопарды в районе среднего течения Волги и Камы никогда не водились. Землей белого барса считается Алтай – прародина тюрков. Крылатый снежный барс встречается и в наскальных рисунках древних людей, живших в районе огромной Алтае-Саянской горной системы.
Один из эскизов первого герба республики создал в 20-е годы прошлого века Баки Урманче.
Смотрите также:
- Трещины истории. Краевед о возрождении Духовной академии и Арском некрополе →
- Как белый барс (ак барс) пробрался в символы сочинской Олимпиады →
- Что означает герб Татарстана? →