Опера «Джалиль» открыла новый сезон театра оперы и балета Казани

   
   

Оперу «Джалиль» готовили именно к этому сезону. Ведь в 2011 году исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского татарского композитора, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата двух Сталинских премий, Государственных премий СССР и ТАССР Назиба Гаязовича Жиганова.

Жиганов – один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства. Практически все ныне функционирующие учреждения и организации музыкальной культуры Татарстана создавались при его непосредственном участии. В его произведениях гармонично сочетаются национальный колорит и традиции русского и европейского музыкального наследия.

В 1957 году впервые поставленная на сцене театра опера «Джалиль» имела успех. Стихи из «Моабитской тетради» Муссы Джалиля использовались для оперного либретто и сольных номеров. В том же году спектакль был показан в Москве, в рамках Декады татарского искусства и литературы. В 1958 году опера прозвучала по Всесоюзному радио в исполнении артистов и коллективов Радиокомитета (дирижер Борис Хайкин), в июне 1959 года она была поставлена в Большом театре...

Настоящая же постановка отличается современностью – ее немного усовершенствовали, переделали для нового зрителя. Главной особенностью оперы было то, что разные партии (согласно сюжету и исполняемым ролям) исполнялись на пяти языках (татарском, русском, казахском, немецком и французском).

Когда в начале спектакля люди в костюмах выводили овчарок на сцену прямо через зрительный зал, освещая путь фонарями, по залу прокатился трепетный шепот, стало действительно страшно. Такое напряжение сохранялось весь спектакль – мрачная музыка сменялась лиричными нотами, когда на сцене были российские солдаты, их жены, но потом вновь возвращалось ощущение страха – громкие выстрелы, перестрелка и взрывы... И вот развязка – на грустной ноте показывают сцену казни Мусы Джалиля, героя-патриота, защитника родины и великого поэта. Зрители аплодировали очень бурно, со слезами на глазах кричали «Браво» - а это показатель, что премьера удалась на славу.

Готовиться к премьере в театре начали уже давно – репетиции шли весь июль и сентябрь, в общей сложности задействовано 155 артистов. Пятеро приглашенных солистов, 10 солистов театра, хор (65 чел.), оркестр (также 65 чел.) и мимический ансамбль (10 чел.).

   
   

Главную партию – роль поэта-героя Джалиля – исполнил солист Мариинского театра Ахмед Агади. Еще один петербуржец, Евгений Уланов, исполнял роль предателя Канзафарова. В роли Жены поэта выступила Гульзат Даурбаева (Алматы), партию пленной татарской девушки Хаят исполнила Дина Хамзина (Алматы), а в роли полковника Журавлева был Марат Шарипова (Уфа). В постановке заняты солисты Татарского театра оперы и балета: Юрий Ившин (Андре), Марина Нерабеева (Безумная женщина), Владимир Васильев (Ковалев), Юрий Петров (Сатпаев), Георгий Ковриков (Усенко), Рустем Кутлубаев (Ишназаров), Артур Исламов (Сабиров), Равиль Идрисов (Матвеев), Олег Мачин (Немецкий офицер).

Современным стало и сопровождение оперы. Спектакль выполнен с привлечением технологий XXI века – это различные видеоинсталляции, которые проецировались прямо на сцену, компьютерная графика, декорации-трасформеры.

В полной мере использовали постановщики возможности сцены. Поскольку в театре она состоит из множества самостоятельных площадок, во время спектакля они поднимались и опускались, создавая впечатление то холмов, то окопов, то даже подземного царства.

Огромный по своему составу хор, который появлялся на сцене, вроде бы и играл «массовку», но исполнял главные партии – на русском и татарском языках. Во время сцены в госпитале появился детский хор, и спели они на татарском языке! Для облегчения восприятия оперы, перевод текста транслировался на табло.

Обновленная опера «Джалиль» – это еще не все сюрпризы театра. 24 сентября откроется балетный сезон спектаклем «Сказание о Йусуфе», а 28 сентября нас ждет опера «Любовь поэта», посвященная 70-летию поэта Рената Хариса, народного поэта Татарстана.

Смотрите также: