Форма покорителя целины
Экспозицию «Джинсы как культ» ее автор, директор музея социалистического быта Рустем Валиахметов представил в зале Государственного музея изобразительных искусств РТ. По его признанию, эта выставка не просто о джинсах, как о предмете одежды, а о чем-то большем, характеризующем эпоху 70-80-х. Неслучайно тем, чья молодость пришлась на эти годы, будет близко слово «культ» в названии экспозиции. А вот детям 80-90-х без хорошего экскурсовода здесь не обойтись!
Экскурс в прошлое на пресс-показе обеспечил бывший барабанщик многих известных коллективов (в том числе «Машины времени»), а также литератор и режиссер Максим Капитановский.
– Купить джинсы в СССР было невозможно, но о них мечтал каждый! – начал он рассказ о том времени. – Поэтому я, например, приобрел отрез материала защитного цвета, похожего на легкий брезент и, хотя лишь отдаленно представлял, как выглядят настоящие джинсы, попросил бабушку сшить мне что-то подобное. Она сшила модные тогда «клеша», я купил к ним широкий ремень в магазине «Военторг» и ходил так до тех пор, пока не устал от того, что все принимали меня за покорителя целины!
Дело в том, что именно в то время органы советской пропаганды распространили новость, что у «целинников» будет особенная форма. Конечно, молодежь ждала, что она будет чуть ли не джинсовой. На деле же она была сшита из каких-то натуральных материалов и больше напоминала наряд сумасшедшего!
Каждому свое
– Первые «настоящие» джинсы у меня появились примерно в 1970 году, – продолжил Максим Капитановский. – Пришлось уговорить приятелей, у которых «водилась» такая роскошь, отдать мне то, что они уже не носят. И вот они подарили мне четыре пары… Это было сложно назвать брюками, потому что они были заношены до нельзя! Кроме того, у трех из них были выпороты молнии и лейблы, потому что в те годы такие детали не выбрасывали, а пускали на «самопал» или «самострок» (самодельная вещь, похожая на фирменную). Так вот из этих четырех штанов, разной степени изношенности и потому разного цвета, бабушка сшила мне джинсы. Это была эксклюзивная модель! Не помню, что именно я врал, но большинство знакомых думали, что это фирменная вещь.
Выставка, представленная как часть экспозиции казанского музея социалистического быта, уникальна не только для республики, но и для России. Дело в том, что она способна вызвать очень теплые воспоминания: фотографии «ребят с нашего двора», авоська с бутылками, плакаты, посвященные началу отопительного сезона, рабочие «плееры» – от электрофонов «Россия» и «Юность» до магнитофонов «Нота» и «Весна», которые «крутят» песни тех лет, а еще бутылочки от шампуня «Свежесть», наборы металлических заколок для волос и пачки от сигарет «Родопи», «Opal» и «Космос»…
Вот оно – счастье…
Стоп! А где же джинсы? Повсюду: на стенах, на манекенах, в рамках за стеклами… Фирменные, «самопальные», курортные…
– Здесь на манекене я увидел фирму «Avis» и вспомнил, что в третьем классе у меня появились первые джинсы именно этой фирмы, – признался мэр Казани Ильсур Метшин, который побывал на пресс-показе выставки. – Мне их привез сосед Анас абый, который всегда доставал то, что было в дефиците. И хотя джинсы эти были совсем даже не американские, я отчетливо помню, что вместе с ними сосед привез мне счастье! Сегодня джинсы стали повседневностью. Я, например, на работу и с работы езжу в джинсах, потому что это единственный шанс почувствовать себя свободным человеком. Вот и сейчас я в джинсах, потому что рабочий день закончен.
Возможно, кого-то выставка привлечет тем, что на ней представлены джинсы известных людей таких, как Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Анжелика Варум и многих других. Или тем, что здесь собрана неплохая коллекция гитар с автографами знаменитостей. А если вы родились несколько позднее того времени, то хватайте родителей и тащите их смотреть «Джинсы как культ». Уверена, вы узнаете о своих папах и мамах много нового!
Смотрите также:
- О символе 2014 года по-казански: лошадь в графике, в дереве и из бронзы. →
- Как живут казанские цыгане, и о чем болит их душа →
- 7 самых ярких осенних романов о любви →