Её автор - известный архитектор Сергей Саначин, посвятил свою работу 30-летию памяти своего отца Павла Саначина автора многих знаковых объектов Казани, и 80-летию корпорации архитекторов Татарии/Татарстана.«АиФ Казань» приводит отдельные фрагменты книги, посвященные одной из главных достопримечательностей казанской архитектуры советских времён – цирку, а также идеям казанских градостроителей, которые так и остались на бумаге.
Памятник Содружества
Проект руководителя Архитектурно-художественных мастерских Ф. П. Гаврилова, выполненный совместно со студентами. Уже построены были леса, когда Наркомпрос РСФСР признал нецелесообразным переустройство выдающегося, как при том отмечено, памятника архитектуры.
Конструктивизм 30-х
В 1932 г. был запроектирован городок мединститута в констуктивистских и постконструктивистских вариантах (архитекторы В. Сотонин, Андрей Спориус) со сносом семи зданий, включая католический костёл. Но идея так и осталась на бумаге: вместо мединститута здесь через 8 лет появилось 3-е здание КНИТУ-КАИ. Католический костёл устоял. А мединститут появился через дорогу на ул. Бутлерова.
Памятники Победы
Уже в 1942 г. был объявлен Всесоюзный конкурс на составление проектов монументов героям Великой Отечественной войны». В этих конкурсах участвовал казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов. Он выполнил два патетических проекта для Казани. Первый – проект памятника в честь победы советских войск в Великой Отечественной войне.
«Местом для его постановки была выбрана оконечность Фёдоровского бугра (где нынче НКЦ «Казань»), которая по планировочному проекту 1939 г. являлась кульминационной в цепочке площадей: Куйбышева, Центральной (пл. Свободы) и Фёдоровский бугор. Он представлял собой архитектурную гиперболу булгаро-татарского дюрбе (мавзолея) и, таким образом, сильнее выражал память погибшим, нежели победу. Монументы героям предполагалось установить на местах героических событий, в Москве, Ленинграде, в освобождённых городах». Поскольку Казань не отвечала этим условиям, монумент не был установлен.
Вторым и тоже неосуществлённым памятником, спроектированным Гайнутдиновым, была Арка Победы – грандиозная треугольная призма… с огромной триумфальной аркой». Где именно предполагалось её установить – неизвестно.
Советский ампир и «обдирные» дома
50-е – период послевоенного неоклассицизма и советского ампира. Как и повсюду в стране, в Казани вырастают дома с башенными завершениями шпилями, обильной лепной орнаментикой.
Однако после исторической речи Никиты Хрущёва в 1954 г. началась кампания по «пересмотру проектов». Около полусотни проектов пересмотрели в Казани. Где-то «излишества» убрали напрочь. Такие дома прозвали «обдирными».
А вот жилой дом по ул . Татарстан – напротив о. Кабан (1955 г. ) – пример советского ампира.
Незаконный проект
Построенный в 1965 – 67 годы цирк – единственный представитель футуризма и, пожалуй, главная достопримечательность архитектуры эпохи социализма в Казани. Лучшим по удобству называл казанский цирк Юрий Никулин. Идея диска, навеянная нимейеровскими куполом и чашей Нацконгресса в Бразилиа (построен в 1960 г. по проекту Оскара Нимейера), была предложена архитектором Муниром Хайруллиным. А посадка в сходящейся перспективе Булака круглого общественного здания определена в проекте Республиканского стадиона ещё в 1956 г. (Павел Саначин, Георгий Солдатов).
Драматична история строительства цирка. По настоянию Союзгосцирка в 1963 г. было решено применить проект Ярославского цирка. Татаргражданпроект, упорно вынашивая свой вариант, вдребезги разбитый Москвой, подменил им утвержденное решение. Строители, на удивление, выполнили незаконный проект, но весь периметр диска укрепили металлическими стойками. Это был крах. Но спасло чудо. Им стал надетый на верхний железобетонный пояс конуса металлический обруч. Прогретый электричеством, он сжал диск и оторвал его на 5 см от стоек. Всё же ещё было испытание цирка живым грузом из солдат и суворовцев, кончившееся победой инженерной мысли.
70-е: синдром Дома культуры
Два последних десятилетия ещё сильнее взвинтили темпы и объемы строительства. А архитектура - как искусство - себя не находила. Взмывала вверх брусками университетских корпуcов, гостиниц, издательств. Была удобной, прочной, экономичной. Но некрасивой…
Но попытки спасти положение, вырваться из занудства жилых массивов, из решетчато-реберной архитектуры общественных зданий были.
Автор Концертного зала консерватории Мунир Агишев спроектировал втрое больший Концертный зал филармонии.
Сайяр Айдаров выполнил проект столь же грандиозного здания Центральной республиканской библиотеки в перспективе парка Чёрного озера.
Увы, синдром так и не родившегося Дома культуры 1930-х гг. погубил оба этих весьма претенциозных проекта – они целиком, а не в деталях, стали излишествами своего времени.
Такая же участь постигла тоже претенциозный для своего времени проект комплекса Казанского государственного педагогического института – КГПИ. В 70-е его главное здание планировали построить на бугре Профессорского переулка (архитектор Иван Галанин), на переломе ул. Куйбышева, ныне ул. Пушкина.
Смотрите также:
- Казань открывает водную экскурсию до Голубых озер «Казанская Амазонка» →
- Полвека фантазии. 16 лучших зданий казанских архитекторов →
- Художник рисует Казань, которую мы больше не увидим →