Удар током. Владельцы электромобилей попали в тарифную ловушку

Виктор Михалёв / АиФ

Понедельник, 10 апреля стал печальным днем для поклонников «зелёного» транспорта в Татарстане. Зарядка электромобилей от зарядных станций стала платной: киловатт*час энергии теперь стоит 17 рублей.

   
   

И это существенно выше, чем расходы на топливо для машины аналогичного класса с двигателем внутреннего сгорания.

Заправка для электромобилей

Есть контакт!

Татарстан сегодня пытается не отстать от мировых трендов электро-автомобилизации. И пусть пока электрокары на дорогах Казани всё ещё выглядят диковинкой, с каждым годом их число всё увеличивается.

Так, по состоянию на конец прошлого года в РТ  было зарегистрировано 304 электромобиля. В основном это  – подержанные импортные. Самый распространённый - Nissan Leaf (132 штуки), 41 американская Tesla, 27 электро-Porshe и другие.

Также в Казани работают два официальных автодилера, где можно купить новые электрокары: это продавцы брендов EVOLUTE и «Москвич».

Немалые деньги вложены и в развитие зарядных станций для таких автомобилей. На сегодняшний день в Татарстане функционируют 95 электрозарядных станций (ЭЗС). А до конца года их число должно увеличиться более чем вдвое.

На создание сети ЭЗС из федерального бюджета было потрачено порядка полумиллиарда рублей. Причём к уже действующим 60-киловаттным «электростолбикам» вскоре прибавятся 150-киловаттные. От них машину можно зарядить в 2,5 раза быстрее: буквально 15 минут, и аккумулятор того же Leaf – «под завязку».

   
   

Однако после первых восторгов оказывается, что эксплуатация «электричек» - не такая уж и дешёвая. Простые подсчёты показывают, что в условиях Казани намного дешевле и проще использовать автомобили на газомоторном топливе, чем на электротяге.

«Весной, при благоприятных погодных и скоростных условиях на трассе, если не «топтать» быстрее 95 километров в час и не включать кондионер, Nissan Leaf расходует в среднем 13,5 кВт*ч энергии на 100 километров пути.» - рассказывает казанский блогер и популяризатор электротранспорта Денис Новиков. 

Или, если считать зарядку по 17 руб. за кВт*ч = 229 рублей.

Машина аналогичного класса с двигателем внутреннего сгорания, если установить на неё газовое оборудование, сожжёт на те же 100 километров примерное 8,5 литров пропан-бутановой (ПБ) смеси. При цене ПБ на казанских заправках с дисконтом в 13 рублей за литр получается, что затраты на сотню км пробега составят 112 рублей. Наполовину дешевле, чем электрокар! Причём газовых заправок в Татарстане - десятки, если не сотни. Да и залить полный баллон газа можно за 5 минут (в отличие от полной зарядки аккумулятора, которая даже на самых быстрых ЭЗС занимает не менее 20-30 минут.)

Газовая заправка

А почему не на газе?

Поборники экологии, конечно, могут возразить: электромобили в первую очередь интересны с точки безвредности для окружающей среды. Выхлопа у них нет, топливо они не жгут – сплошная «зелёная история». Но на самом деле это не так: в Татарстане электроэнергия вырабатывается в основном на теплоэлектроцентралях, где в печах горит тот же газ и точно так же идут выбросы углекислоты в атмосферу. С учётом потерь на генерацию, трансформацию тока и его передачу по сетям окажется, что обычный авто даже более экологичен, чем «электричка». Не говоря уже о несравненно более высокой стоимости самих машин. Например, в казанском автосалоне Москвич с двигателем внутреннего сгорания стоит от 1 млн. 970 тыс. рублей, а на электротяге – 3,5 миллиона рублей.

На фоне «электрификации» почему-то отошли на второй план разговоры о «газификации» автотранспорта. Хотя нам, с нашей переработкой «голубого топлива» и попутного нефтяного газа тут, как говориться, и все карты в руки.

Стоимость газобалонного оборудования на легковое авто стоит от 25-30 тысяч рублей, окупается оно за 30 тысяч километров пробега.  Не говоря уже о том, что для перехода на газ не нужно покупать новый автомобиль за сумасшедшие деньги. Не разумнее ли потратить в Татарстане полмиллиарда рублей на инвестиции для выпуска собственного газобалонного оборудования? Ведь до сих пор в России ГБО на автомобили не производятся, а детали везут (теперь уже параллельным импортом) в основном из Италии и Прибалтики. 

Ряд автоэкспертов неоднократно выражали сомнение и в целесообразности такого активного лоббирования темы электромобилизации в России с учётом нашего климата и огромных расстояний. Электромобили хороши в небольших южных странах, где не бывает морозов, буквально сжирающих ёмкость аккумулятора, а расстояние в 100 километров между городами уже считается достаточно большим. Но зимой, с российскими морозами и пробегами это скорее дорогая игрушка.

электрокар на зарядке 

Да, электромобиль удобен и выгоден, если он используется как второе авто в семье, и у вас есть загородный дом с собственной зарядной станцией. Тогда можно использовать бытовое электричество по цене в 2,5 руб. за киловатт*час ночью (при двуставочном тарифе). Тогда сотня километров пробега на Leaf уже будут стоить всего 32,5 рубля, и тут, конечно, экономия колоссальная.

Но надо понимать: дешёвой энергия будет ровно до тех пор, пока не начнётся массовый переход на электрокары. А потом всё равно придётся за неё платить справедливую цену, которая вполне сопоставима по затратам на традиционные виды топлива.