Дорожная революция в Казани: что ждёт горожан в ближайшую пятилетку

Комплексная схема организации дорожного движения (кратко – КСОДД) появится в ближайшее время у Казани. Разработку КСОДД вели специалисты Санкт-Петербургского Научно-исследовательского проектного института территориального развития и инфраструктуры на протяжении года. 18 ноября в Казанской ратуше мэру города Ильсуру Метшину презентовали  транспортную модель города до 2020 и 2030 года, Кстати, с 2016 года все крупные города обяжут иметь свою КСОДД. 

   
   

Сегодня, по данным Яндекс.пробок, Казань – самый комфортный город для движения транспорта. Но если не предпринять меры уже сейчас, через пять лет нагрузка на улично-дорожную сеть вырастет до 70% (сейчас перегружено более 30%), а к 2030 году – до 75%, скорость упадет до 19 км/час.  Больше всего пострадают дороги Авиастроительного района, Горьковское шоссе, прибрежный район застройки вдоль Волги.  Заторы возникнут не только в центральной части города, но и на периферии.

Где узкие места?

Сначала специалисты из петербургского НИПИ проанализировали существующую транспортную ситуацию и выявили несколько проблем: в Казани не хватает магистральных улиц и дорог, а имеющаяся сеть недостаточно связана между собой. У многих дорог нет дублеров, что приводит к заторам на них. В качестве примера приводят маршрут Горьковское шоссе – Фрунзе - Восстания. В городе сегодня 70 заторовых мест. В некоторых конфликтных узлах уровень загрузки дорожной сети достигает 80%, а скорость движения – менее 20 км/час.

Пробки в Казани могут вернуться через пять лет. Фото: АиФ-Казань/ Алия Шарафутдинова

Также выяснилось, что больше всего транспортные потоки сосредоточены на основных магистралях, недостаточно задействованы второстепенные дороги. Среди недостатков отметили и некорректную работу светофоров на ряде перекрестков (например, Вахитова – Чистопольская – Декабристов), а также организацию пешеходного движения в центре города. На улицах Право- и Левобулачной, Тихомирнова, Пушкина, Вахитова схема дорожного движения не соответствует реальной интенсивности.

«Наша цель - выстроить стратегический план организации дорожного движения в Казани с точки зрения достижения максимального транспортного эффекта, -  говорит генеральный директор НИПИ Валерий Мячин. - На основе современных научных методов и математического моделирования мы создали программу организации дорожного движения  – это и адаптивная система управления транспортом, и единое парковочное пространство. Заложена идея конструктора из кубика мероприятий, исходя из минимизации затрат и максимума эффекта».

Так как часть мероприятий софинансирует ООН, была разработана программа по снижению парниковых выбросов. Эксперты предложили Казани три варианта реализации КСОДД на выбор: минимальный (сдерживающий), средний и максимальный.

Минимум денег – максимум эффекта

В минимальный план входит «отладка» систем светофорного регулирования на 11 проблемных участках, реконструкция 28 перекрестков, строительство двух транспортных развязок, организация приоритета общественного транспорта и формирование единого парковочного пространства (стартовал в апреле).

   
   

Работу по строительству двух транспортных развязок надо начинать уже сейчас. Как сообщил зам.руководителя Департамента транспортных систем НИПИ, руководитель проекта Станислав Володченко, речь идет о развязках на пересечении улиц Ершова  и Патриса Лумумбы, а также у «кольца» на площади Тукая (с выездом на улицу Профсоюзную). 

Что касается среднего и максимального варианта, то они предполагают дальнейшее развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры (в планах строительство 119 километров сетей велодорожек), а также грузового транспорта, включая перехватывающие парковки. Стоимость минимального варианта до 2020 года – 2,7 млрд рублей, среднего – 19,3 млрд, максимального – 59,1 млрд. До 2030 года – 176,4, 195,4 и 249,7 млд. соответственно. Впрочем, как подсчитали разработчики, суммарный эффект от мероприятий - вдвое больший. 

О пробках водителей предупредят  

Какие работы запланированы в качестве первоочередных, более подробно после презентации пояснил Станислав Володченко: «В первую очередь предлагается привести в соответствие схем регулирования дорожного движения и реконструкцию перекрестков». Далее реализуется концепция единого парковочного пространства. Частично пилотный проект уже запущен – в апреле было организовано 1200 мест. По данным Яндекс.пробки, в результате этих мер загрузка улично-дорожной сети снизилась до 15%.

«Мера хоть и непопулярная, но эффективная. Она дает возможность не только проехать по городу, но и найти парковку, - отметил Володченко. – Это надо делать параллельно с развитием общественного транспорта. Казань имеет большой потенциал, у вас есть кольцевая линия трамвая. Мы предлагаем развивать скоростной трамвай и метрополитен. Мы предлагаем дальнейшее развитие адаптивной системы. Более 100 перекрестков уже включены в АСУДД, осталось 30 еще перекрестков. Плюс предлагается ввести систему информирования участников дорожного движения, что позволит переориентировать потоки в случае ЧП или ДТП.

Вон из центра?

В историческом центре города предлагается ввести «зону спокойного движения» с ограничением скорости до 30 км/час. «Эта мировая практика, она призвана увеличить безопасность движения. Также это будет сдерживающим фактором для транзитного проезда, пусть люди ищут другие места объезда, - говорит Станислав Володченко. - Мы предлагаем распространить это на центр с дальнейшим расширением до малого казанского кольца».  

В целом, разработчики и градостроители хотят вытеснить большое количество работающих из центра города, чтобы в целом снизить заезжающий сюда поток машин. В центре города большая несбалансированность по количеству работающих и проживающих. На 10 проживающих - 90 рабочих мест. Это является источником тяготения машин, люди в поисках работы едут со стороны агломерации в город.

«Это корень проблемы, - говорит руководитель проекта КСОДД Станислав Володченко. - Как это будет решаться? Существующая транспортная система в центральной части города не выдержит такой нагрузки. Сейчас в центр города въезжает порядка 30 тысяч людей. И где их запарковать?  Даже если будут построены паркинги, это 8 тыс. мест, остальные 24 тыс. будет негде парковать». 

Так как законодательно ввести ограничения на въезд в центр нельзя – как никак, у нас в стране свобода передвижения, остается включить различные «стимулирующие факторы». В частности, известный казанский архитектор, градостроитель Александр Дембич предложил ограничить количество офисных парковок, что заставит арендаторов искать другие места для размещения. «Наличием парковок у офисов мы притягиваем машины в город. Нужно наоборот минимизировать парковки у офисов. Эта система является естественным ограничением на въезд», - говорит он.

Казань в утренние часы пик испытывает нагрузку порядка 100 тыс. автомобилей –  это те, кто едет на работу. Трафик на въездных магистралях (Горьковское шоссе, Оренбургский и Мамадышский тракты и т.д. – прим.ред.) составляет 40% от общего трафика Казани. Нужно принимать решение об ограничении данного въезда и введении перехватывающих парковок.

Также разработчики предлагают увеличить нормативы на парковочное пространство в новых микрорайонах и задействовать в жилых массивах под парковки дополнительные места, например, пустыри.

«Мы старались не шокировать горожан»

Среди других мер – реконструкция Большого и Малого казанского кольца, магистральных дорог, развитие уличной сети в Авиастроительном районе, формирование радиального движения с 7-9 выездами на федеральную трассу М7, строительство дороги-дублера Горьковского шоссе. Последнее особенно актуально в связи со строительством нового 50-тысячного микрорайона «Салават Купере», города-спутника «Зеленый дол». Подробнее с КСОДД можно ознакомиться на специальном сайте.

Транзитный поток на Горьковское шоссе. Фото: мэрия Казани

«У нас это мероприятие является первоочередным, - поясняет Володченко. - Мы делали микромоделирование пересечения ул. Восстания с Горьковским шоссе. На ближайшие 2-4 года надо установить там светофор.  Также предусмотрен дублер, который будет выходит к разъезду Восстания и хордовая магистраль вдоль ж/д пути (в поселке Юдино). Речи о строительстве там развязки пока нет.

Еще один светофор планируется поставить на ул. Танковой у въезда на кольцо. Это позволит уменьшить количество аварий на этом проблемном участке дорог.

Как рассказал «АиФ-Казань» Станислав Володченко, есть и другие предложения – например, по по организации одностороннего движения в центральной части города –  на улице Пушкина. Предполагается реконструкция улицы Достоевского: здесь нужно увеличить количество полос движения за счет тротуара. «Мы старались не шокировать граждан, мы старались улучшить ситуацию и информировать жителей об этом», - резюмировал разработчик проекта.

Осталось узнать, на какие траты готов бюджет.

Как сообщил глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков, комплексная схема организации дорожного движения принята в работу, в ближайшее время будет сформировано предложение в кабмин республики: «Вы понимаете, и максимальный, и минимальный вариант предполагают  финансовые затраты. Даже минимальный проект требует двух транспортных развязок и строительства новых хордовых дорог».  Поэтому говорить, какой вариант выберет мэрия некорректно – все будет зависеть от финансовых возможностей бюджета. Пока же будут отталкиваться от минимального плана. «Будем соотносить возможности бюджета и на выделенные деньги планировать нашу работу», - поясняет он.

Комментарий эксперта

Дмитрий Золотов, руководитель казанского отделения Федерации автовладельцев России

- Строительство новых дорог можно только приветствовать. Были бы деньги. Смущает вот что: в свое время эти же специалисты разработали новую маршрутную сеть в городе, но к ней до сих пор есть претензии у казанцев. Уехать с окраин по-прежнему проблематично. Казани нужны новые мосты, с тем, чтобы водители могли проехать с одного берега на другой, минуя загруженный машинами центр. Нужны отремонтированные второстепенные дороги, альтернатива основным.

Но главное – как будут построены и отремонтированы эти дороги?  Проспект Универсиады уже местами провалился, подземный пешеходный переход на ул. Эсперанто (сейчас Н. Назарбаева – прим.авт.) не успели сдать в эксплуатацию, как он провался. Нет ливневки на ул. Танковой с развязкой. Малейший дождь и ее заливает водой. На Беломорской не сделаны трамвайные переезды, ремонт затронул только полотно дороги. Если делать, то делать качественно!