Достаточно увидеть фигурки «Венер палеолита», чтобы убедиться – женщины делали себе причёски ещё 40 тысяч лет назад. Правда, волосы тогда собирали в косички вовсе не для красоты, а чтобы легче было вычёсывать насекомых.
Чем подводили глаза и белили лицо в древнем мире и что стало причиной появления косметики, «АиФ-Казань» рассказал доцент кафедры высокомолекулярных и элементоорганических соединений Химического института КФУ Аркадий Курамшин.
«Принято считать, что древние люди наносили окраску на лицо в ритуальных целях, - отмечает Аркадий Курамшин. – Но на самом деле они заботились о здоровье. Косметика состояла из веществ, отпугивающих насекомых. Она также частично защищала от кожных инфекций. К примеру, древние египтяне – мужчины и женщины - сурьмили брови не только ради ритуала. Иначе как объяснить, что на фресках и папирусах с макияжем изображали не только жрецов, но и воинов, охотников? Соединения сурьмы использовали в целях гигиены, чтобы избежать глазных инфекций».
Отрава вместо туши
Можно считать, что древние египтяне придумали первую тушь и первую косметичку. Правда, древнюю натуральную косметику нельзя было назвать безвредной. Сурьма, содержащая соединения свинца, отравляла организм. В состав первой туши для ресниц входил сульфид свинца (галенит), трисульфид сурьмы, сера и жир гиппопотамов. Те, кто пользовался такой косметикой постоянно, должны были бы умирать годам к 40. Но о токсикологии древние люди не ведали. Охотнику или воину не так страшно было умереть в расцвете сил, как потерять зрение в молодости и стать обузой.
Любопытно, что египтяне и ассирийцы во время нанесения макияжа могли оценить результат, разве что глядя на своё отражение в водной глади. А первые зеркала появились в древнегреческих полисах. Ими служили натёртые до блеска медные листы. Самое известное упоминание о таких зеркалах – щит Тезея из мифа о медузе Горгоне.
Воин с маникюром
Красить ногти впервые начали военные. Маникюром «баловались» воины из ассирийских «бессмертных» воинов, которых можно было бы назвать войсками спецназначения. Это была элитная гвардия, умевшая воевать как тяжёлая пехота, кавалерия и лучники-пращники. В качестве лака бойцы использовали опять же соединения свинца и сурьму. Делали это, во-первых, для гигиены, ведь на местах боёв не всегда были источники воды, чтобы умыться. Во-вторых – для устрашения противника.
К слову, уже в XX веке одна известная фирма из США придумала разлить бочку автомобильной краски по маленьким флаконам и таким образом перешла на выпуск лаков для ногтей. Конечно, вскоре от такого экзотичного рецепта лака отошли, но компания до сих пор специализируется на декоративной косметике, включая лаки.
Маска из перекиси водорода
«Римляне использовали первую в мире пудру, от состава которой у многих любителей натуральной косметики начался бы нервный тик, - иронизирует Аркадий Курамшин. – Белила делали из карбоната свинца, а румяна - из сульфида ртути (киноварь). Их измельчали, смешивали и обильно наносили порошок на лицо. Скорее всего, это тоже делалось в основном для защиты от насекомых и инфекций».
Кстати, в эпоху Возрождения, когда косметику уже использовали исключительно ради красоты, её главным критерием осталась именно белизна лица. Кожу отбеливали с помощью накладных масок. Под маской выдерживали специальные растворы на основе перекиси водорода. Правда, надолго таких процедур не хватало, вскоре кожа желтела. Считается, что английская королева Елизавета I отбеливала лицо не меньше 12 раз.
Блондинки лёгкого поведения
Древние римлянки красили волосы не ради привлекательности, а чтобы показать свой социальный статус. Считалось, что истинные патриции должны быть с каштановыми или тёмно-рыжими волосами. Но семьи смешивались и рыжеволосых становилось всё меньше. Чтобы показать статус, римлянки из сословия патрициев красили волосы. Нужного цвета добивались с помощью различных растений. Если же, например, от рождения рыжеволосый человек принадлежал к более низкому сословию, то он вынужден был красить волосы в тёмный цвет. А вот блондинками были дамы, которые жили за городской чертой, то есть женщины лёгкого поведения.