aif.ru counter
3745

Сначала боялись, потом лечились. История татарской чайной церемонии

Все материалы сюжета Знаменитые татарстанцы

Традиция пить чай прижилась среди татар гораздо раньше, чем среди русских. При этом позволить его себе могли лишь очень богатые люди. Почему татары пьют много крепкого чая, рассказывает «АиФ-Казань».

Чайные традиции пришли к нам с Востока.
Чайные традиции пришли к нам с Востока. © / Мария Зверева / АиФ

Татары известны своим гостеприимством. И связано оно, в первую очередь, с обычаем пить чай. О том, почему татары боялись пить чай и как распробовали этот напиток, рассказывает кандидат исторических наук, доцент Казанского федерального университета, этнограф питания и культуролог Руслан Бушков.

Чай заваривался очень густо и пился сильно горячим с примесью молока или с пастилой, медом, сахаром вприкуску.

Художник, писатель и краевед Эдвард Турнерелли, посетивший Казань в XIX веке, признавался, что такого вкусного чая он не пил нигде в Европе.

Татарское словосочетание «чэйгэ чакыру» — «пригласить на чай» - вошло в обиход казанских татар еще с середины XVIII века. Приход гостя обязательно сопровождался чаепитием вне зависимости от времени дня.  Некоторые женщины настолько любили ходить в гости почаевничать, что появилась поговорка «Научилась пить чай — позабыла пряжу».

Как все начиналось?

Татарки могли чаевничать часами.
Татарки чаевничали часами. Фото: Из личного архива Руслана Бушкова.

До появления чая русское население Казани пило узвар (напиток из сушеных фруктов и ягод, томленных в тепле) и сбитень (напиток из воды, меда и пряностей). Татары же употребляли молоко – зимой в горячем, а летом – в холодном виде, а также кисломолочные напитки вроде катыка или айрана.

О чае в нашем крае узнали гораздо раньше, чем на остальной территории России. Дело в том, что татары активно участвовали в торговых и дипломатических отношениях, много путешествовали, поэтому эта восточная традиция чаепития им была известна издавна. К слову, именно татарский язык был языком дипломатии с восточными странами.

Как водится, нововведение сначала воспринимали с опаской, а потом – в качестве лечебного средства. Со временем он пришелся по душе, и прежде всего - купцам и мусульманскому духовенству.

Напиток для избранных

Подавали его по праздникам, так как стоил он очень дорого. «Лето на душе дарит чай, но денег требует ай-яй» – родилась татарская пословица. Чай появляется в баитах, пословицах и поговорках.

А поэт Габдрахим утыз-Имяни аль-Булгари (1754–1834 гг.): даже сочинил «Хвалебный стих чаю со сливками».

Чай желаете пить – возьмите
Воду из озера Каусар.
Как румянец прекрасной девы
Цвет его нежен и ал.
Вкус – несравненный, его не отыщешь
И в самых богатых садах.
Тот, кто не пробовал – жизнью обижен,
Будь повелитель он Рума, будь падишах.

К XIX веку чаепитие настолько вошло в быт казанских татар, что без него невозможно было представить ни один праздник. И уж, конечно, без чая никак не могла обходиться свадьба. Предпочтение отдавалось самым ароматным и вкусным цветочным черным чаям, которые получались из верхних листочков чайного  куста.

Для чая – чашка «чынаяк»

Каждый зажиточный горожанин старался обзавестись самоваром и покупал дорогие чайные приборы из фарфора. Специально для татар выпускались даже специальные чайные наборы. Даже чашки назывались «чынаяк» - как бы в память о Китае, откуда чай попал к ним.

Татары тоже пользовались самоварами. Фото: Из личного архива Руслана Бушкова.

«Для чаепития у татар употребляются специальные маленькие чашечки, низкие с закругленным дном с блюдцами, которые изготовляются на заводах специально для татар, - писал казанский этнограф Н.И. Воробьев. - Чашки эти очень удобны для лиц, любящих горячий чай, а татары всегда пьют его горячим и ежели, например, гость заговорился и не выпил поданной ему чашечки, то считается необходимым чашку переменить, чтобы гость не пил остывшего чая.

Подаются к столу и чайные ложки — балкашык. Молоко подается большей частью в чашке типа полоскательной. Чай обычно наливает хозяин и, спросив о согласии, сам же наливает молока. Чай заваривается очень крепкий, и его держат все время над самоваром. Татары ставят чайник прямо на трубу. Поэтому употребляются и чайники, приспособленные именно для такого стояния на самоваре. Самовары бывают у всех, и продажа самовара считается признаком величайшей бедности, так как у бедняков все приемы пищи производятся с чаем».

Заметим, используемые в казанских трактирах граненые стаканы среди татар не получили распространения.

Чай подавали с татарскими лакомствами.
Чай подавали с татарскими лакомствами. Фото: АиФ/ Мария Зверева

Пили казанские татары чай с медом, молоком, курагой, черносливом, пастилой, а также различными кушаньями, составившими целый набор «чэй ашлары» (блюда к чаю). А в русских семьях предпочитали чай с вареньем.

«Во время больших праздников порядок принятия пищи нарушался. Даже в среде обеспеченных семей ели весь день с гостями, так что самовар и праздничная еда не сходили со стола», - отмечал в XIX веке первый «бытописатель» татар – Карл Фукс.

Чаепитие в доме Боратынских.
Чаепитие в доме Боратынских. Казань, 1900-1910-х Фото: Из личного архива РУслана Бушкова.

Путь чая

Торговать чаем в Москве и Казани стали лишь в 70-е годы XVII века. Его везли на верблюдах и лошадях через Монголию. Путь далёкий – 11 тысяч вёрст, и долгий – чуть ли не целый год. Упаковывался чай в деревянные ящики, выложенные изнутри оловянными ли­стами, а снаружи покрытые плотным слоем лака. Ящик «наряжали» в три рубашки: обклеивали плотной бумагой, оплетали бам­буком, обшивали шкурами. Места швов перекрывались для полной герметичности дважды, чтобы чаю нипочём был и дождь, и зной, и холод.

Привозился чай в основном из Кяхты – пограничного российского городка на границе с Китаем, куда он поставлялся китайскими чаеторговцами. Торговля вплоть до конца XIX века была меновой: русские купцы меняли чай на сукно и сафьян, меха соболей, горностая, кожу.

«На двух заводах Юнусова, на двух Апанаева и на заводе Усманова выделяются ежегодно до 15 0000 козлов, посылаемых в Кяхту», – отмечал Карл Фукс в книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях».

Его «знакомый татарский мещанин» по всей губернии скупал «меха беличьи, горностаичьи, норковые и других малых зверьков, кои в великом множе­стве отправлялись в Кяхту».

Драгоценный товар через Сибирь попадал на Мензелинский рынок, один из крупнейших  во всем регионе, и уже оттуда – в Казань и на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Москва в маршруте появлялась только потом. Неудивительно, что казанцы были избалованы хорошим чаем. Более того, город называли чайной Меккой России. В определенном смысле так и было. Жители татарских слобод  предпочитали покупать чай на Сенном базаре и Гостином дворе, где он являлся одним из ходовых товаров.

На ярмарке у Гостиного двора чай был одним из самых ходовых напитков. Фото: Public Domain

Татарское чаепитие по-деревенски

Так как город обычно перенимал новшества первым, в деревню этот напиток пришел позже. В татарской деревне получил распространение плиточный «такта чай».

Его пили очень крепким и с молоком, чтобы смягчить горьковатый привкус. По приятному кремовому цвету он напоминал катык, столь любимый татарами. Может быть, именно такое употребление «такта чая» и дало начало традиции употреблять напиток с молоком. Только когда пьют чай по-татарски, молоко добавляется в чай.

В татарских деревнях получил распространение «алма чай» – с  сушеными яблоками, с душицей «матрюшкэ», мятой и мелиссой. Иногда чай заменялся суррогатами из сушеной малины, смородиновых листьев.

Кстати, сейчас в Казани демонстрируют туристам  не только китайскую чайную церемонию, но и татарскую.  Но ее только предсоить разработать в соответствие с народными традициями.

Кстати
Как татарки ходили в гости? Карл Фукс описывал так: «Татарка, собирающаяся в 5 часу идти в гости, в женскую компанию, наряжается следующим образом: сперва моет все свое тело, потом надевает новую чистую рубаху, натирает свое лицо очень густо белилами и самыми яркими китайскими румянами, всячески старается начернить брови, особенно ресницы, чтоб глаза получили более яркости; затем чернит зубы и обмывает ногти составом из персидского порошка, сделанном из сухих бальзаминовых цветов (хна), и стертым с квасцами. Этот состав в несколько часов красит ногти в оранжевый цвет. После этого наряжается она уже в свое праздничное платье и не забывает пустить несколько капель розового масла на грудь. Таким образом, отправляется она в повозке в гости".



Материал подготовлен:
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Кадерле Имамутдинов[facebook]
    |
    21:32
    17.06.2017
    0
    +
    -
    Кофе, конечно, тоже можно. Но, пишут, чай, особенно в наших краях, где погода меняется на дню десять раз, оказывается опасен. Дело в том, что в чае много дубильных в.. Кровеносная система, задубленная, твердо-жесткая, может и треснуть, и закупориться... Но есть прекрасный напиток вместо привычного чая. Это - Иван-чай. Который является заодно и лекарством от многих болезней... Например, довольно быстро излечивает от мужских заболеваний, от которых они якобы лечатся всю жизнь и не могут излечиться никогда...
Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество