aif.ru counter
703

Отходные места. Как изменится система сбора, вывоза и утилизации мусора

Все материалы сюжета Строительство мусоросжигательного завода в Татарстане

Пять межмуниципальных полигонов для вывоза отходов появятся в Татарстане в ближайшее время. А управлять ими будет региональный оператор. Какие кардинальные перемены в сфере обращения с отходами ждут татарстанцев, выяснил «АиФ-Казань».

Татарстанцев со следующего года будут приучать разделять свои отходы.
Татарстанцев со следующего года будут приучать разделять свои отходы. © / Агентство «Москва»

Татарстан оказался в числе первых регионов, где утвердили территориальную схему обращения с отходами. Зачем она нужна, кто такой регоператор и когда мы начнем сортировать мусор, «АиФ-Казань» рассказал начальник отдела обращения с отходами министерства архитектуры, строительства и ЖКХ Татарстана Рустем Богданов.

Оперируя отходами

Дарья Парфёнова, «АиФ-Казань»: Рустем Азатович, для чего она нужна территориальная схема обращения с отходами?

Рустем Богданов: Её задача – вывести работу с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на надмуниципальный уровень. Территориальная схема обозначает инфраструктуру, стратегию и тактику обращения с отходами – не только бытовыми, но и отходами производства, медицинскими, биологическими, строительными. Те полигоны, которые сейчас есть в районах республики, условно могут быть названы полигонами - там нет необходимой инженерной защиты окружающей среды. Плюс ресурс их очень быстро исчерпывается, нет техники для измельчения отходов, мусоросортировки. Нет и техники для уплотнения их на полигонах. Если проанализировать положение с тарифами на сбор, вывоз и утилизацию ТКО, то в тех муниципалитетах, где численность населения наименьшая – самые высокие тарифы на захоронение мусора (Атнинский, Черемшанский районы). С большим количеством потребителей услуги проще организовать эффективную систему обращения с ТКО. Исходя из этого, полномочия были переданы от муниципалитетов к субъектам РФ. Еще одна цель, которую преследовали при этом – привлечение инвестиций. На конкурсной основе должны будут выбраны два регоператора (для западной и восточной зон Татарстана – Прим.авт.) Они будут обладать достаточными инвестиционными возможностями и свободными средствами, чтобы построить современную инфраструктуру. Власти им должны предоставить объем отходов и соответствующий тариф, чтобы их вложения могли «отбиться».

- Есть ли сегодня кандидаты в регоператоры?

- Несколько организаций направляли письма о своем намерении принять участие в конкурсном отборе, но регоператоры еще не выбраны. Это должно произойти до 1 мая 2018 года. Затем будет установлен тариф, плюс полгода дается на заключение всех необходимых договоров – с потребителями коммунальной услуги и другими организациями, с которыми он будет сотрудничать. Ведь на первых порах регоператор будет использовать ту инфраструктуру, которая имеется - муниципальные полигоны, мусоросортировочные станции. Что касается переноса платы за вывоз отходов из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения в коммунальную услугу, то это должно произойти к 1 января 2019 года.

- Что из себя представляет существующая система обращения с ТКО?

- У нас 53 муниципальных полигона ТКО, более чем у половины из них ресурс исчерпан. Необходимо как можно скорее создавать новые объекты. В западной зоне предусмотрено строительство мусоросжигательного завода в Казани. Ситуация назрела давно, объёмы образования отходов высокие. При этом земельные участки вокруг Казани распределены, предназначены под определенные цели. Эта земля дорогая и ценная, а размещение полигона сопряжено с тем, что создается санитарно-защитная зона, на которую действуют ограничения. Дальнейшее развитие здесь по направлению строительства полигонов нецелесообразно. Нужно находить новые пути решения проблемы. Поэтому было принято решение по строительству завода. Для того, чтобы не сжигать все подряд, предусматривается система раздельного сбора мусора, строительство мусоросортировочных станций, создание при межмуниципальных полигонах экотехнопарков. Это площадки, обеспеченные инженерными сетями, куда регоператор может приглашать резидентов. Он им предоставляет отходы, они перерабатывают их во вторичную продукцию.

- Желающие создавать экотехнопарки найдутся?

- У нас много таких организаций и с каждым днем их становится все больше. Многие уже сейчас имеют свои объекты. В Челнах, к примеру, перерабатывают пластик. Очень многие собирают бумагу, прессуют, получают эковату. Успешный опыт в пос. Джалиль. Местная компания собирает отдельно бумагу, алюминиевые банки, ПЭТ-бутылки, прессует и отправляет на переработку. Этим они удлиняют ресурс своего полигона. Всё это будет развиваться в дальнейшем. Думаю, что и государство должно оказать протекционистские меры в отношении продукции вторичной переработки.

 

Кому «привалит»?

- Где появятся межмуниципальные полигоны?

- В Елабужском районе, на границе Черемшанского и Лениногорского районов, в Верхнеуслонском районе. Возможно, в западной зоне появятся еще два полигона. При каждом будет мусоросортировочная станция. А существующая станция в Челнах будет модернизирована в полноценный мусороперерабатывающий завод. В Казани уже есть два полигона Восточный и по ул. Химической, помимо этого будет построен мусоросжигательный завод.

- Жители Елабуги очень недовольны, что к ним будут свозить отходы из других районов…

- Вы назовите хоть один район, который будет доволен этим. Полигоны должны быть так или иначе привязаны к центру образования отходов. Если мы возьмём Челны и Нижнекамск, то эти два города близко расположены другу к другу, между ними есть аэропорт со своими ограничениями. Там не смогли найти такой участок, кроме того ассимиляционный потенциал окружающей среды в том районе практически не имеет резервов. Какая конкретно площадка будет выбрана под межмуниципальный полигон, еще решается, будут сделаны соответствующие изыскания, оценки воздействия на окружающую среду. Сейчас рассматриваются альтернативные площадки. Выбор участка сделает орган местного самоуправления, но процедура предусматривает проведение публичных слушаний.

- Читала, что Европе уже отказываются от того формата мусоросжигательных заводов, какой предлагают нам и реализуют более современные технологии…

- По моей информации, это будет завод последнего поколения. По этому пути пошло большинство развитых стран. В Европе, вопреки тому, что некоторые противники говорят, никакой приостановки не наблюдаются, строятся новые мусоросжигательные заводы. Все имеют примерно одинаковое схемы и параметры очистки. При этом новые заводы отвечают требованиям экологической безопасности.

Разделяй и перерабатывай

- На прошлой неделе Кабинет министров РТ принял постановление о порядке сбора (в том числе раздельного) мусора. Когда мы начнем сортировать наши отходы?

- Этим постановлением не вводится жестко раздельный сбор с 1 января 2018 года. Есть два варианта – раздельный сбор мусора осуществляется в несколько контейнеров (европейская система), либо по дуальному принципу – утильное и неутильное (американская система). Параметры и нормативы раздельного сбора жестко закреплены в территориальной схеме обращения с отходами и будут определяться соглашением с регоператором. Определенное количество мусора должно разделяться в 2018, 2019 году и т.д. При этом установлены параметры наращивания этих объемов. Конечно, речь не идет о появлении контейнеров разного цвета, как написали некоторые СМИ. Они будут с различной цветовой индикацией. Индикация – это условное обозначение, которое дает понять, что туда можно складывать.

Раздельный сбор мусора
Контейнеры не обязательно должны быть цветными. Фото: Ugranow.ru

- Как научить наших граждан сортировать мусор?

- Мы в соглашении с регоператором вменим ему в обязанности развешивать необходимую информацию на контейнерных площадках. Но пока не закреплена обязанность людей сортировать мусор на бытовом уровне. Очевидно, потребуется изменение в КоАП РТ, чтобы детально прописать ответственность за несоблюдение этих принципов. За границей штрафы за нарушение системы раздельного сбора мусора очень большие.

- Как изменится тариф на вывоз ТБО для населения и будет ли он теперь единым?

- Тариф, рассчитанный по новой методике, еще не установлен – это прерогатива Комитета РТ по тарифам. Но закономерность общая – чем больший поток отходов, тем меньше тариф. Законодательство предусматривает возможность установления как дифференцированного тарифа, так и единого. Каждый субъект РФ определяет это самостоятельно. Владельцы индивидуальных домов будут обязаны заключить договор с регоператором, за жителей многоквартирных домов это сделает УК (ТСЖ) – такая статья появилась в Жилищном кодексе РФ. Причем договор может быть заключен в письменной форме или путём конклюдентных действий. Это когда другая сторона своим поведением показывает, что она не возражает. То есть регоператору достаточно факта направления договора. Не получил возражений – значит, совершил конклюдентные действия. Если против заключения договора – иди в суд. За уклонение от заключения договора грозит административная ответственность.

Комментарий эксперта

Николай Атласов, депутат горсовета Набережных Челнов, совладелец компании, занима­ющейся переработкой мусора:

«Схема обращения с отходами разработана с учетом мнения заинтересованных сторон, но есть много пробелов, которые необходимо дорабатывать. В первую очередь, необходимо ввести обязательный раздельный сбор отходов (в постановлении это носит рекомендательный характер). Государство должно вести эту работу на системном уровне.

Необходимо учесть дальнейшее развитие не только сортировочных мощностей, но и перерабатывающих. Уровень переработки отходов всего 5%. А цель – минимум 50%. В схеме отражены параметры увеличения доли переработки из года в год, но за счет чего? Есть надежда, что придет бизнес с технологиями. Но пока что я не вижу, кто бы пришел и как это будет делаться. А у малого бизнеса есть ощущение, что они могут остаться без работы. Должна быть своя «кормовая база» для таких предприятий. А ведь всё уже давно изобретено за границей (особенно в Германии, Швейцарии), надо брать систему «от и до» и переносить сюда.

В Челнах мы 1,5 года ведем работу по раздельному сбору мусора, установлено много контейнеров, есть пункты приема утильсырья. Идея набирает обороты. Наше предприятие в месяц собирает более 1 тыс. тонн макулатуры, 200-300 тонн различного вида пластика, от 5 до 10 тысяч люминесцентных ламп, батареек, 150-200 т полиэтилена. Благодаря раздельному сбору мусора, в год мы перерабатываем около 50 тыс. тонн отходов предприятия и населения. Из полиэтилена и пенопласта делаем гранулы, из древесины - топливные пилеты (альтернативное топливо), которые упаковываем в пленку, которая сделана из вторичного сырья. У нас в республике бизнес, занимающийся переработкой, находится в зачаточном состоянии и надо, чтобы регоператор дал этому бизнесу возможности развития, не давя экономически».

Официально

Сергей Иванов, спецпредставитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта:

«Мы подписали документ о строительстве четырех современнейших мусоросжигательных завода в Подмосковье и одного в Татарстане. Прошу не слушать Гринпис, который будет говорить, что эти заводы нельзя строить, потому что они небо буду коптить и формальдегид выбрасывать. Такие заводы стоят в центре Токио, в Стокгольме, Вене, а на их крышах рестораны. Вот такую японскую технологию приобрела и наша корпорация Ростехнологии. Это не просто заводы для сжигания мусора, они будут производить электроэнергию. Во всём мире энергия, вырабатываемая тепловыми станциями, работающими на мусоре, дороже. Поэтому Правительство РФ будет субсидировать стоимость электроэнергии, вырабатываемой этими заводами, чтобы для нас с вами цена электроэнергии осталась той же. Это называется «зелёный тариф». Потребитель электроэнергии ничего не теряет». (на медиафоруме ОНФ).

Другое мнение

Александр Иванников, руководитель проекта токсической программы Гринпис России:

«Мусоросжигательный завод - это крайне опасный объект. Не случайно резолюция Еврокомиссии призывает не строить мусоросжигательные заводы в Европе, а в США за последние 20 лет их количество снизилось вдвое.

По «Основным принципам и приоритетных направлениям государственной политики в области обращения с отходами», изложенных в федеральном законе РФ, мусоросжигание относится к наименьшему приоритету. При выполнении предыдущих приоритетов необходимости в нем вообще не будет. А это, во-первых, снижение объемов образования мусора, в частности, за счет минимизации товаров одноразового использования. К слову, некоторые виды пластиковой упаковки под запретом в ряде американских штатов, а Франция полностью запретила одноразовую пластиковую посуду с 2020 года. Во-вторых, это сортировка на уровне сбора ТБО населением. По готовности же к сортировке Казань в рейтинге городов России занимает 40 место из 89. При этом в России уже наработана успешная практика обращения с отходами - например, в Саранске и Оренбурге.

Мировая тенденция - это переход к цикличной экономике, когда отходы возвращаются в производственный цикл, то есть товары используется многократно. Например, в столице Словении Любляне перерабатывают до 60% мусора. А в это время в Казани хотят прибегнуть к диаметрально противоположному - к уничтожению отходов, в том числе пригодных для переработки». 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество