Примерное время чтения: 6 минут
1100

Без ссор и раздоров. Богослов Фарид Салман о смыслах Корана и терроризме

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Татарстан 09/06/2015
Фото Руслана Ишмухаметова / АиФ-Казань

Почему в разных странах совершаются преступления под религиозными лозунгами? Можно ли считать закрытым вопрос об исламском радикализме в РТ? Эти и другие вопросы обсуждали богословы России, Турции, Ирака и Ливана. 

«Представители разных богословских школ сходятся во мнении, что классический ислам – религия мира, - говорит Фарид Салман,  один из организаторов форума. – Ислам не может призывать к уничтожению другого человека только из-за того, что он приверженец другой религиозной традиции, относится к  иной национальности, социальному сословию». 

Быть начеку

- Фарид хазрат, предполагается, что вслед за Казанью такие диспуты организуют города по всему миру. Почему первый состоялся именно у нас? 

- Казань издревле была оби­телью мира, где существует гармония между разными национальностями, религиозными традициями. Здесь собираются люди, принадлежащие к разным богословским школам, и свободно обсуждают проблемы, не навязывая друг другу свои точки зрения. 

Досье
Муфтий Фарид Салман (Хайдаров). Родился в 1969 г. в Казани. Окончил истфак КГУ. Учился в Ливане, Сирии. Глава Совета улемов Всероссийского муфтията, директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны РТ. Автор ряда трудов по теологии и богословию.

- Актуальна ли для Татарстана проблема религиозного экс­тремизма? В 2012 году был ранен тогдашний муфтий РТ И. Файзов, убит богослов В. Якупов.

- Надеюсь, что трагедии 2012 года у нас больше не повторятся. Я согласен с оценкой муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина, что проблема терроризма в Татарстане сегодня актуальна меньше, чем в других регионах. Но мы должны быть  начеку. Призываю правоохранительные органы держать ситуацию под контролем.

- Почему многие теологи видят истоки радикализма в неверном толковании Корана?

- В арабском языке одно слово в зависимости от контекста  может нести совершенно разный смысл. К тому же толкователи Корана должны изучить как минимум 20 дисциплин, самая лёгкая из которых – арабская поэзия. Она схожа  по лексическому содержанию с курейшитским наречием арабского языка мекканской эпохи, на котором ниспослан Коран. Это лишь одна из вспомогательных областей знания для постижения сути коранических истин. Всего же их около 300. В силу этого добросовестные толкователи находятся не всегда. Зачастую Коран переводят или атеисты, или те, кто не следует пророческой традиции.  Если у православных есть синодальный перевод Священного Писания, некий стандарт, то канонического текста Корана на русском языке пока не создано.

- ДУМ РТ работает над переводом Корана на русский язык. Вы автор одного из переводов Корана на татарский. Какая экспертиза нужна таким текстам? 

- На мой взгляд, только ДУМ РТ обладает достаточным потенциалом, чтобы возглавить процесс подготовки канонического текста смыслов. В целом же в России свыше 90 Духовных управлений мусульман. Думаю, для оценки канонического варианта перевода Корана на русский язык может быть образована совещательная комиссия из представителей разных ДУМ, различных богословских направлений, независимых экспертов. Выверенный перевод затем также может быть согласован со всем сообществом мусульманских учёных России. 

«Благодетели»

- Вы учились в Сирии. Муфтий этой страны был вашим наставником. В чём, на ваш взгляд, причины разразившегося там кризиса?

- В своё время власти этой страны не смогли обратить должного внимания на пропаганду чуждых сирийцам «религиозных» идеологий. Тому есть объективные причины. Это и конфликт на Ближнем Востоке, и геополитические игры вокруг него. Сирия, многоконфессиональная, многонациональная страна, вынужденно стала ареной противоборства между различными еретическими течениями. Как и у Сирии, у России есть своё уникальное мусульманское наследие, культура, которую необходимо беречь. Не предаваться сиюминутной геополитической симпатии, не открывать ворота сомнительным лекторам. Пользуясь трудностями сирийских образовательных центров, различного рода «благодетели» щедро предоставляли им крупные финансовые средства. 

Разумеется, не просто так. Взамен получали право преподавать по своим учебникам, корректировать программы… 

- В России хотят ужесточить контроль за иностранной финансовой помощью разным религиозным организациям.  

- Думаю, Россия сама в состоянии поддерживать мусульманское сообщество. Принцип отделения религии от государства не означает, что российские духовные образовательные центры в поисках финансирования должны обращаться за помощью к иностранным государствам, в которых не действует принцип отделения религии от государства. Разумеется, это не призыв к отделению российских мусульман от остальной части уммы. 

Вразумить толпу

- В Сирии, разыгрывая религиозную карту, стремятся свергнуть правительство. Ислам это разрешает?

- История ислама знает примеры того, как среди населения находились те, кто пытался насильно изменить природу существующей власти, желая сами незаконным образом взять власть. Но основной принцип ислама в отношении к власти - её сакральность. Следовательно, человек, посягающий на власть,  восстаёт против самого бога, его власти на земле. Анархия, отсутствие порядка в обществе и в душе богопротивны. 

- Священник может остановить кровопролитие?

- Духовенство не может быть вдохновителем столкновений, но может быть посредником в урегулировании возникшей конфликтной ситуации. Такие случаи в истории были не раз. Один из величайших богословов Средневековья имам аль-Газали в своё время предотвратил столкновение шиитов и суннитов. Шииты решили напасть на суннитов из-за того, что те якобы виноваты в смерти внука Пророка, и  имам аль-Газали своим проникновенным словом сумел остановить зло. Люди прислушались к нему, ибо у каждого, вне зависимости от национальности, религии, в душе есть понятие  природного естества, которому чуждо насилие.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах