aif.ru counter
629

Перевозчики Татарстана о «Платоне»: НЭП закончился – идёт коллективизация?

Алексей Ульянов / АиФ

Последствия введения системы «Платон» - платы за проезд большегрузов свыше 12 тонн по федеральным трассам обсудили за «круглым столом» в Госсовете Татарстана, организованном фракцией КПРФ. Напомним, система действует в России с 15 ноября 2015 года. А 29 ноября дальнобойщики намерены выйти на митинг в парк Тинчурина.

«Принесут в жертву 5 млн человек»

На «круглый стол» пригласили представителей грузоперевозчиков республики, уполномоченного по защите прав предпринимателей в РТ Тимура Нагуманова, компании «РТ-Инвест Транспортные системы» - исполнителя проекта «Платон» в Татарстане.

Модератор «круглого стола» депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев назвал несколько прогнозных цифр по последствиям введения платы за проезд большегрузов по федеральным трассам. Аналитики говорят о 4-процентном росте цен, уходе с рынка до 450 тыс. единиц транспорта по всей стране, причем в наибольшей степени пострадают небольшие компании.

«В Германии эта система внедрялась 5 лет, - заметил депутат. - У нас же ее решили внедрить быстро».

Лейтмотивом выступлений перевозчиков стало предложение отложить ввод системы «Платон» до 1 ноября 2017 года и сделать этот процесс поэтапным. Предприниматели назвали систему «Платон» несвоевременной, вредной для экономики. И привели в защиту этих тезисов веские аргументы.

«Нам обещают, что с введением «Платона» у нас будут хорошие дороги,  - сказал представитель ООО «Байкал». Владислав Абрамов. – С ее помощью собираются собрать 40 млрд руб. (Предполагается, что «Платон» будет приносить порядка 40 млрд руб. в год в федеральный дорожный фонд – Прим. авт.).  Но на эти деньги можно построить лишь 4 километра федеральной трассы Москва – Санкт-Петербург! Стоимость 1 км. такой автострады – 10 млрд руб. 

Заявленные цели не могут быть достигнуты предложенными методами и приведут к прямо противоположным результатам. Последствиями введения «Платона»  станет разорение мелких перевозчиков – около 5 млн. человек по всей стране, а также недобор акциза в стоимости топлива из-за ухода части перевозчиков. По нашим оценкам, недобор составит 210 млрд руб. Получается, мы приносим в жертву 5 млн человек, 200 млрд руб. для того, чтобы какое-то ООО заработало 10 млрд руб.? Фактически это означает запрет на бизнес. Может быть, лучше честно сказать: «НЭП закончился – началась коллективизация?»

Говоря о ресурсах пополнения федерального дорожного фонда, Владислав Абрамов сказал, что, на его взгляд, было бы гораздо проще и эффективнее добавить 55 копеек акцизов в 1 литр топлива и получить те же самые 40 млрд руб.

За
За "круглым столом" в Госсовете РТ собрались представители грузоперевозчиков республики Фото: пресс-служба Госсовет РТ

«В этом случае деньги собирались бы привычным для нас способом, - отметил он. - Не понадобилась бы новая громоздкая непонятная частная фискальная организация».

Депутат горсовета Набережных Челнов, вице-президент некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Республики Татарстан» Михаил Левашов говорил от имени  600 компаний разных форм собственности, которые входят в это партнерство.  

«Всего в нашем парке 4 тыс. автомобилей, которые в народе называются фурами, - сказал он. -  Перед тем, как вступила в действие система, в Челнах несколько раз собирали собрания, на которые приглашали представителей из Казани, обсуждали работу системы «Платон». Но, к сожалению, первое время работы системы показало, что она несовершенна. По данным на 24 ноября членам ассоциации было выдано лишь 100 приборов учета. Основная масса приборов, поступивших в Челны, уже была распределена крупным ритейлерам по спискам из Москвы. Есть вопросы и по маршрутным картам. Маршруты часто прокладываются под запрещающие знаки, в итоге перевозчики вынуждены платить штрафы. Уже есть ряд таких случаев с документальным подтверждением».

«Подорожает абсолютно всё»

В то же время Михаил Левашов подчеркнул, что его партнеры готовы оплачивать перевозку по федеральным дорогам, если цены будут понятны всем: заказчику, перевозчику, грузополучателю. Но пока такой ясности нет.

Фото: пресс-служба Госсовет РТ

«Ввод системы приведёт к удорожанию перевозимых товаров, продуктов, причем не только в магазинах, но и у тех компаний, которые их производят, - подчеркнул депутат горсовета Набережных Челнов. -   «Платон» приведёт к тому, что вырастет в цене абсолютно всё. На Координационном совете в Госдуме производители мяса, молока представляли свои расчеты последствий работы «Платона». Так, производители молочных продуктов Брянской области, уже заявили о планируемом подорожании своей продукции на 5 % в 2016 году – только исходя из прогноза роста транспортных затрат своего производства». 

Михаил Левашов высказал несколько предложений по совершенствованию системы «Платон». Первое – нужен тестовый режим для совместной отработки системы, позволяющий добиться ее корректной работы на всей территории РФ. А значит, необходимо установить срок действия экспериментального тестового режима.

Второе – необходимо применить понижающий коэффициент к тарифу платы за проезд по федеральным дорогам. Снизить оплату хотя бы до 97 коп.

Третье – необходимо пересмотреть штрафы. «В той интерпретации, которая сейчас есть, штрафы - гибель всему автотранспортному сообществу, - заявил Михаил Левашов. - Если для предприятия это 450 тыс. руб., а при повторном нарушении - 1 млн руб., то для ИП 45 – 50 тыс. руб. Для них это тоже серьезные деньги. Мы вышли с инициативой на депутатов Госдумы Москвичева, Ефимова, Ильясова, и они поддержали нашу идею ввести одинаковый штраф для ИП, физлиц и ООО – 10 тыс. руб., причем он не должен увеличиваться.  

«Может, были у кого и поскромнее аппетиты?»

Представитель ООО «КерамТрейд» Ильнур Азизов предложил выяснить, на каком основании  право реализации госпроекта «Платон» получила именно компания «РТ-Инвест Транспортные системы».

«Везде говорят о том, что госконтракты должны заключаться на основе тендеров, - напомнил он. – Это нужно, чтобы исключить правонарушения в сфере госзакупок. Но объявлялся ли тендер на реализацию государственного проекта по взиманию нового транспортного налога, кто в нем участвовал, каковы были условия тендера, где были опубликованы эти условия и экономическое обоснование проекта? Может, у других участников тендера были более скромные аппетиты, нежели 25% от суммы полученного налога? (Напомним, ООО «РТ-Инвест транспортные системы», которое занимается внедрением системы «Платон» на основе концессионного соглашения, должно получать в год вознаграждение – 10 млрд руб. – Прим. авт.)

Были ли просчитаны государством последствия? Учтена ли экономическая ситуация в стране? Сейчас кризис, а для перевозчиков вводят дополнительные налоги. Транспортники платят транспортный налог, налог на добавленную стоимость, введен акциз на топливо, приобретая фуру, платим таможенную пошлину, причем к сумме этой пошлины добавляются акциз и НДС. В итоге стоимость транспортного средства зарубежного производства увеличивается на 70%».

Фото: пресс-служба Госсовет РТ

«Тем не менее, федеральный бюджет по дорогам не пополняется, - ответил перевозчику  представитель  «РТ-Инвест Транспортные системы» в республике Дамир Хусаинов. - Транспортный налог уходит в республиканский бюджет, до недавнего времени акцизы с ГСМ уходили в разбивке 30 на 70 в федеральный и региональный бюджеты. Однако год назад акцизы вернули опять в регион. В итоге федеральный бюджет по дорогам не пополняется. Принцип 257-го закона, ст. 31.1 – это принцип паритетности: кто пользуется дорогами, тот и платит. Постановление правительства РФ № 504, которое сейчас принято с изменениями, как раз на это и указывает, в том числе и на систему предоплаты».

По данным обособленного подразделения «РТ-Инвест Транспортные системы» в РТ, в системе «Платон» уже зарегистрировались 10 тыс. из 30 тыс. татарстанских большегрузов. 8 тыс. автомобилей уже оснащены бортовыми приборами. Временные сбои в работе системы Дамир Хусаинов объяснил хакерскими атаками. «Платон» работает, - уверенно заявил он. – Ведь об этом сообщили все СМИ». 

С представителем концессионера не согласилась главный советник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова.

«Претензии относительно того, что недостаточно устройств, что плохо организована работа по их выдаче, регистрации и в части работы самой электронной системы, постоянно имеются у предпринимателей, - заметила она. – Значит, они обоснованны». 

Венера Камалова заверила предпринимателей, что все их обращения в консолидированном виде доведены до президента Татарстана. Он извещен и о том, что система не готова, есть много вопросов по порядку расчета платы. «Порядок расчета платы подвергается и с нашей точки зрения большому сомнению, - заявила Венера Камалова. – Ведь наличие, как минимум трёх вариантов расчета этой платы на федеральном уровне уже вызывает большой вопрос. Мы согласны, что наиболее обоснованный расчет с точки зрения пробега на единицу транспортного средства компаний представил Минэкономразвития РФ. Мы адресовали президенту РТ предложение поддержать именно этот вариант расчета. К сожалению, в постановлении правительства РФ, которое было принято 3 ноября 2015 года, реализовано иное видение. Но есть определенное время для того, чтобы обоснованно пересматривать размер платы».

Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей предложила перевозчикам не увлекаться лозунгами в сложившейся ситуации, а сконцентрировать действия в двух направлениях. Первое – работа по определению порядка расчета этого сбора. «Давайте нам конкретные расчеты, - обратилась она к перевозчикам и озвучила  второе направление - устранение тех проблем, которые возникают при взаимодействии с системой «Платон». - Консолидируйте свои замечания, и мы будем отрабатывать их в частном порядке с «РТ-Инвест» по каждой проблеме».

«Ехать по региональным дорогам нам не выгодно!»

Как известно, в республике уже создана рабочая группа для решения вопросов, связанных с введением системы «Платон». По словам Венеры Камаловой, первое заседание должно было пройти 26 ноября. Там планировали обсудить и проблемы региональных дорог – то, как на них скажется перенос нагрузки.

Участвовавший 25 ноября в работе «круглого стола» член совета директоров Группы логистических компаний Сергей Сотников назвал  ошибочным мнение, что «Платон» заставит перевозчиков съехать с федеральных дорог на региональные и причинять им ущерб.  «Достаточно посмотреть карту нашей республики, чтобы понять, что федеральных трасс у нас не так много и альтернативы им практически нет, - сказал он. - Делать  лишние крюки по узким региональным дорогам перевозчикам невыгодно».

Справка

«Платон» - российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Название «Платон» является сокращением от словосочетания «плата за тонны». С момента запуска в эксплуатацию системы 15 ноября 2015 г. деньги будут взиматься с перевозчиков в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования.

Оплата проезда осуществляется двумя способами — с помощью маршрутной карты - cite_note-2 или бортового устройства. Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства по тарифу 3,73 руб. за километр. Часть собранных средств должна быть направлены в Дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.

Оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы», 50 % в которой принадлежит Игорю Ротенбергу, 50 % — государственной корпорации «Ростех». Вознаграждение оператора составляет 25 % от собранных средств плюс компенсация расходов на оборудование.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах