Примерное время чтения: 5 минут
806

Сам пашет и сеет. В Татарстане тестируют «умный» трактор-беспилотник

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ-Татарстан 12/07/2016
Предоставлено компанией-разработчиком / АиФ

Трактор-беспилотник тестируют в Татарстане.

В проекте участвуют татарстанский агрохолдинг, на полях которого идут испытания, отечественная компания-разработчик искусственного интеллекта и крупнейший российский производитель сельхозтехники. Минобрнауки России выделило на проект 68 млн. рублей.

Машину учат видеть

Главная «фишка» трактора-беспилотника - система компьютерного зрения. С её помощью сельхозтехника может «видеть» на поле все опасные объекты, (камни, столбы, металлические конструкции и т.п.). Работа над созданием системы началась в 2015 году.

По словам гендиректора компании-разработчика Андрея Черногорова, аналогичные промышленные системы есть, но и они работают только по GPS и не могут видеть обстановку на поле по факту. «Если и есть те, кто занимается системами машинного зрения, то это небольшие стартапы, а на уровне крупных производителей такой продукт пока никто не заявлял», - говорит Андрей Черногоров.

Работа системы компьютерного зрения состоит из сбора информации и её анализа. Сбор данных идёт весной, когда посевные площади еще не засеяны и видны все опасные объекты. На трактор устанавливают программно-аппаратные комплексы, включающие стереопару (система из двух видеокамер, получающих изображение высокого качества), навигационный и инерционный датчики ГЛОНАСС/GPS и вычислительный блок. Трактор может разглядеть объекты даже ночью, ведь многие сельхозработы ведутся в это время суток. Участники проекта уверены, что разработанная система компьютерного зрения позволит экономить десятки миллионов рублей в год только в масштабах одного хозяйства. Ведь всё это оборудование устанавливается на самую обычную сельхозтехнику. В нашем случае это трактор К-700.

Этот трактор уже умеет видеть.
Этот трактор уже умеет видеть. Фото: Предоставлено компанией/ Когнитивные технологии.

Сейчас, в самом начале испытаний, трактор учится передвигаться по периметру поля, самостоятельно объезжая препятствия. Для этого он должен правильно реагировать на встречающиеся препятствия, вовремя тормозить. Кстати, система компьютерного зрения позволяет замечать объекты, размером от 10-15 см. на расстоянии до 15 - 20 метров. Предметы меньшего размера машине не опасны, ведь для их извлечения на сельхозтехнике установлены специальные камнеуловители.

Включи «мозги»!

На следующем этапе «умной» машине дадут другое, более сложное задание – вспахать участок поля. В итоге к 2018 году, когда технику поставят на поток, трактор протестируют на разных операциях в совершенно разных условиях – даже когда у него абсолютное месиво под колесами.

Запускать двигатель «умной» машины будут дистанционно. По желанию заказчика это можно будет сделать по спутнику через систему ГЛОНАСС/GPS, либо через вычислительный блок. Работой на поле будет руководить «мозг» машины – вычислительный блок. Получив объемное изображение фронта работ с видеокамер, он сможет отдавать команды механизмам трактора.

«Для управления трактором можно будет ввести электронную карту поля – GPS, метки контура поля, - объясняет Андрей Черногоров. – А дальше трактор будет ехать по GPS. Если по системе компьютерного зрения мы увидим, что есть посторонний объект или что мы отклонились от курса, то мы локально, с помощью компьютерного зрения выполним необходимые подруливания, чтобы объехать препятствия и т. п. В перспективе на конечном этапе трактор будет работать полностью автономно».

Пока машина проходит испытания с водителем. Хотя и на конечном этапе, когда трактор научится пахать и сеять самостоятельно, по существующим в РФ нормам техники безопасности в кабине обязан быть человек. Но его присутствие, подчеркивают разработчики, ограничится исключительно надзорной функцией.

«Умный» трактор – не единственный беспилотник, тестируемый в Татарстане. По словам министра промышленности и торговли республики Альберта Каримова, прототип беспилотного автомобиля разработал «КАМАЗ» Первые тестовые испытания такого автомобиля начались год назад. К 2020 году планируется начать выпуск опытно-промышленных партий магистральных тягачей и автобусов с системой ADAS (Advanced Driver Assistance Systems - современные системы содействия водителю) для движения по фиксированным маршрутам. В 2017 году планируется выпустить первые роботизированные автомобили для МЧС, в 2018 году – роботизированные шасси КАМАЗ для добывающей отрасли.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах