Больное общество
17-летний Володя С. возвращался из школы, но перепутал станцию метро и вышел не на своей остановке. У мальчика аутизм, и в силу этих особенностей он не может полноценно общаться с посторонними. Подросток позвонил маме, а сразу после разговора получил удар ногой. За что - непонятно. На камерах видеонаблюдения видно, как мальчик отлетел к витрине магазина, а некий накачанный мужчина продолжал его избивать. «Урок» мужчина преподал при малолетнем сыне. В этот момент мимо молча проходили люди.
Родители пострадавшего подростка написали заявление в полицию, и уже на следующий день личность мужчины установили - это 43-летний казанец Рустем Газизуллин. У избитого им Володи оказались сломаны лицевые кости. Как сообщил его тренер Иван Волков, мальчик профессионально занимается плаванием и готовился выступить на Кубке России. Теперь спортивная карьера Володи под вопросом.
Чудовищная история привлекла внимание уполномоченного по правам ребёнка при президенте РФ Анны Кузнецовой. «Поднять руку на ребёнка-инвалида, избить его на глазах у всех, у детей?! Не могу поверить, что никто из прохожих не остановил это издевательство», - написала она. Детский омбудсмен в Татарстане Гузель Удачина никаких заявлений делать не стала.
У кого обострение?
Как сообщили «АиФ-Казань» в УМВД России по г. Казани, по факту нанесения телесных повреждений средней тяжести в отношении Газизуллина возбудили уголовное дело. По ходатайству следствия мужчину арестовали на месяц. «Он потерялся, это его спровоцировало на психоз. Он на меня налетел, когда я шёл со своим ребёнком: «Убью!». Плюнул на меня. Я вообще в растерянности был в тот момент, не успел ничего придумать. Сейчас весна-осень, у них обострение», - оправдывался Газизуллин в суде. Как выяснилось, раньше он работал в спецслужбах.
В Интернете разгорелась дискуссия. Одни безоговорочно осуждают спецназовца, другие негодуют, почему родители отпускают «таких» детей одних.
Но в Татарстане, как и в России в целом, рождается всё больше детей с аутизмом. И нам нужно учиться жить вместе.
«Как приучить общество к тому, что такие детки есть? - говорит исполнительный директор Центра лечебной педагогики «Чудо-дети» Ася Кислова. - Только через инклюзивное образование. Нужно формировать среду, в которой обычные дети растут с особыми, учатся с ними общаться и дружить. Чем больше будет открываться таких классов, тем больше будет здоровых «наученных» детей и социально адаптированных особых детей». Во многом аутизм ассоциируют с психиатрическим диагнозом (а значит, и возможной агрессией), но это не так, говорит Кислова. Агрессия может проявиться у любого человека, но это не значит, что он социально опасен.
«Дети с аутизмом такие же, просто у них свой взгляд на мир. У кого-то эмоции ярко выражены, у кого-то наоборот: он не смеётся, если весело, или не грустит, если грустно. Он испытывает эти эмоции, но не знает, как это показать, поэтому дети кажутся странными. У аутизма очень много граней и проявляется это по-разному, - говорит она. - Это нормально, что родители Володи учат его самостоятельности. Дети с аутизмом нуждаются в тьюторском сопровождении, если у них ярко выраженные нарушения интеллекта, отсутствует речь, есть двигательные нарушения».
Инклюзивные классы, которые стали появляться в Татарстане, доказывают, что это реально работающий механизм. В этих классах дети меняются, они не болеют равнодушием, говорит Кислова. Они помогают особому ребёнку, если он заблудился, и им не надо напоминать, что таким детям надо помогать. Уровень сопереживания у них гораздо выше. Вот только должно вырасти новое поколение неравнодушных.