Примерное время чтения: 4 минуты
332

На свалку истории. Ударит ли отказ от Болонской системы по вузам России?

Новая система образования должна учитывать потребности экономики в специалистах.
Новая система образования должна учитывать потребности экономики в специалистах. / Виктор Крутов / АиФ

6 июня замглавы Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев сообщил, что все высшие учебные заведения России покинули Болонскую систему обучения.

О том, как изменится высшее образование в России и какие изменения ждут студентов, корреспонденту «АиФ-Регион» рассказал профессор КНИТУ, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, известный специалист в области социологии науки Олег Михайлов.

На Западе не нужны

Константин Кякинен, АиФ-Регион: Олег Васильевич, расскажите читателям подробнее, что такое Болонская система и зачем нужно было принимать её в России?

Олег Михайлов: Начнём с того, что корректнее называть эту систему «Болонский процесс». Он действует в 48 странах Европы, включая большую часть постсоветского пространства. Отмечу два наиболее известных признака перехода на него – наличие бакалавриата/магистратуры вместо привычного нам специалитета (пятилетнего обучения) и 100-балльная рейтинговая система вместо традиционной пятибалльной. В Европе система бакалавров/магистров действует с XIII века, и за 800 лет вполне устоялась. У нас высшее образование шло своим путём. В советский период ставка была сделана на подготовку конкретных специалистов. И, судя по результатам, такая система давала неплохие результаты.

Положение изменилось с распадом СССР, когда решили осуществить интеграцию системы высшего образования в мировой образовательный процесс. Главной выгодой от Болонского процесса должно было стать признание наших дипломов о высшем образовании за рубежом, чего фактически не случилось. Круг вузов, чьи дипломы признаются, весьма узок, а шансы на признание в Европе выпускников медицинских вузов вообще стремятся к нулю. Между тем нам ради вхождения в Болонский процесс пришлось ломать годами сложившуюся собственную систему образования, переписывать учебные программы, менять структуры вузов. Игра стоила бы свеч, если бы Россия получила очевидные выгоды от перемен. Однако такие преимущества почти не просматриваются.

– В чём отличие нашей высшей школы от зарубежной?

– Высшая школа советского периода была ориентирована на получение знаний, а западного мира – на приобретение навыков для последующей жизни. Можно по-разному относиться к СССР, но ещё никто в этом мире убедительно не доказал, что советская система высшего образования уступала западной, скорее наоборот.

Ставка на своих студентов

– Расскажите подробнее про варианты выхода из сложившейся ситуации. Перестроиться быстро сможем?

– На мой взгляд, Болонский процесс давно пора отправить на свалку истории. Необходимо вернуть традиционный для нашей страны пятилетний образовательный период, причём всеобщий – по всем специальностям и во всех вузах, независимо от их профиля. Конечно, одномоментно сделать это не получится, поскольку принятых в 2021 и 2022 году абитуриентов придётся доучить в рамках бакалавриата. Этот переход, впрочем, вполне можно осуществить уже в 2023 г.

Я считаю, что ставку делать нужно на своих студентов. Дружественные России страны найдут способ адаптировать систему нашего образования под свои стандарты. Тем более что они ценят образование в России.

– Как изменится в связи с выходом из Болонской системы работа вузов, какое будущее может ждать высшую школу в Татарстане?

– Процесс высшего образования в России в первую очередь зависит от квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и морально-психологического климата на соответствующих кафедрах. Поэтому склонен полагать, что введение дополнительного, пятого, года обучения ни на преподавателях, ни на студентах сказаться не должно, зато освоение этих самых дисциплин студентами может существенно улучшиться. 

– Статистика показывает, что количество поступающих в высшие учебные заведения в последние годы сокращается. Как с этим обстоит дело в Татарстане? Сохранится ли эта тенденция? Какие специальности сегодня востребованы больше всего?

– Такая тенденция действительно имеется, но я думаю, что не стоит огорчаться на этот счёт, потому что высшее образование, по моему убеждению, не должно быть столь массовым, как сейчас. Ценность государственного диплома о высшем образовании тем выше, чем меньше тех, кто его имеет. Что касается востребованных специальностей, то рискну утверждать, что наиболее нужными для страны являются инженерные и связанные с ними специальности.  

КСТАТИ

В Татарстане в 44 вузах обучаются около 142 тысяч студентов. Ежегодно около 7 тысяч иностранных студентов становятся первокурсниками. Около 40% из них представляют ближнее зарубежье. Кроме того, в Татарстане учится много студентов из Египта, Ирана, Китая, Турции и Колумбии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах