Примерное время чтения: 6 минут
277

Ловушка от банка. Как не стать заложником кредитки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Татарстан 19/04/2016
Андрей Дорофеев / Коллаж АиФ

Жительница поселка Октябрьский, учительница начальных классов Елена Домрачева обратилась в банк в июне 2014 года за пенсионной картой. Сотрудница же предложила ей оформить еще одну карту, на этот раз кредитную, на 50 тыс рублей. А потом деньги исчезли, а пенсионерка осталась с долгами…

Долг вместо бонуса

Оператор в банке убедила женщину, что кредитка – это их бонус клиенту с хорошей кредитной историей. «Меня заверили, что договор ни к чему не обяжет, - вспоминает Елена Домрачева. – Не хотела брать карту, так ее всучили буквально силком! Спрятала ее и не пользовалась». Женщину не насторожило, что в банке заранее «заботливо» подготовили карту на ее имя, хотя о ней она и не просила.

Уже в октябре из банка позвонили с требованием погасить образовавшийся долг. Оказалось, что в августе со счета деньги сначала переводили на телефонные номера, а затем снимали в банкомате в Казани. СМС-уведомления об операциях по карте Елене Домрачевой не приходили. Сотрудница банка (по ошибке или с умыслом?) подключила услугу «Мобильный банк» к другому номеру телефона, хозяин которого и списывал средства.

В полиции учительницу признали потерпевшей, позже в казанском ОП «Гвардейский» завели уголовное дело. Банк признавать свою неправоту не стал, разбираться в ситуации тоже. Подал иск в Зеленодольский горсуд с требованием вернуть 60 тысяч рублей (долг с процентами), но в суде не нашли доказательств, что деньги снимала именно Домрачева. Банк тем временем, без ведома потерпевшей списал с ее пенсионной карты 6 тыс рублей в счет долга. Вернуть их удалось после жалобы в Нацбанк по РТ. Сейчас разбирательства продолжаются в Верховном суде республики. Судебное заседание назначено на 11 апреля.

С похожими историями сталкивались и другие читатели. «В личном кабинете на сайте банка обнаружила новый счет, - рассказывает Алена Дорофеева. – В банке пояснили, что я заказала еще одну карту, хотя этого не было. Мне предложили прийти в отделение и написать заявление об отказе». Девушка заблокировала счет, но карта до сих пор находится в банке. Ирине Мирошниковой кредитную карту (под 28% годовых) оформили на работе. Когда она узнала, что кредит по ней составляет 28% годовых, решила сдать ее обратно. Пришлось ехать в банк и писать заявление на уничтожение, и заплатить за месячное «обслуживание» 700 рублей. «Вот так, ни разу не воспользовавшись ею, я еще и переплатила», - досадует Ирина.

На чём ловят?

По словам Екатерины Коростелевой, заместителя начальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по РТ, большинство жалоб, поступающих в их ведомство - на навязанные услуги.

«Предлагают услуги по  страхованию жизни, страхованию от потери работы, даже от потери ключей при автостраховании, - рассказывает она. -  Прежде чем соглашаться, нужно выяснить условия у кредитного менеджера. Тщательно изучить то, что предстоит подписать. Сумма выплат долгов с процентами может оказаться неподъемной. Часто при заключении кредитного договора настойчиво предлагают карту. Якобы по карте гасить кредит удобнее, чем наличными или через банкомат. Стоит подумать дважды: за обслуживание карты придется платить.

Прежде чем брать кредит, лучше оценить несколько кредитных продуктов в разных банках. Просчитать, какую сумму в итоге придется выплатить в каждом случае. Нужно обращать внимание на индивидуальные условия, прописанные в договоре по предоставлению кредита. Бывает, банк выставляет ущемляющее условие, например, разрешение споров только по месту регистрации банка. Клиент вправе отказаться от этого и выбрать суд самостоятельно.

Банк – это финансовая организация для получения прибыли. Обыватель зачастую не имеет представления о подводных камнях финансовых услуг. Если есть сомнения, лучше проконсультироваться у профессионалов».

Фото: Банки обманывают граждан, обходя закон

«Заявления от граждан поступают в основном в случае нарушения закона при взыскании задолженностей, - рассказали в пресс-службе МВД по РТ. – Жалуются на «околобанковских» коллекторов. В 2016 году поступило уже 17 обращений от татарстанцев.Частенько навязывают банковские карты. При этом банки пользуются лазейками в законе, который позволяет заключать оферты. Например, клиент распаковывает конверт с кредитной картой и активирует её, и автоматически принимает условия к ней. Условия в договоре если прописаны, то очень мелким шрифтом и сложным языком. Бывает, выпуск кредитной карты банки прописывают опять-таки мелким шрифтом при оформлении кредита. Клиент подписывает договор и тем самым соглашается на выпуск карты. Потом карту присылают по почте в конверте, не прилагая никаких инструкций. И клиент думает, что это подарок от банка. В ОВД отказывают в возбуждении дела, поскольку все законы соблюдены. 

Случается и банальная подделка документов – паспортных данных, НДФЛ. На человека оформляют кредит и начисляют проценты. За почти четыре месяца 2016 года было возбуждено 18 таких дел, ущерб граждан оценивают в 10 млн рублей».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах