Примерное время чтения: 10 минут
2646

Летящей проходкой. ВСМ «Москва-Казань» снесет лес на Лебяжьем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ-Татарстан 21/06/2017
Таким будет вокзал ВСМ в Казани.
Таким будет вокзал ВСМ в Казани. Нижегородметропроект

За четыре года татарстанская общественность добилась, чтобы маршрут высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва – Казань» прошёл в обход большинства населённых пунктов, исключив снос жилья в столице республики. Но теперь тревогу забили экологи, ведь поезда хотят пустить по городскому лесопарку Лебяжье – особо охраняемой природной территории. И похоже на этот раз проектировщики лишат казанцев реальных альтернатив.

Пролетит над лесом

На общественных слушаниях заказчик проекта - компания «Скоростные магистрали» - показал вариант трассы, который пройдёт по Татарстану от границы с Марий Эл в обход посёлков Октябрьский и Обсерватория в Зеленодольском районе, севернее казанских жилых массивов Новое Юдино и Юдино, через городской лесопарк Лебяжье, напрямую к северному вокзалу Казани. При этом поезда будут ходить меньше чем в 200 метрах от озера Изумрудного на Карьере и озера Светлого Лебяжьего – излюбленных мест массового отдыха казанцев. Примерно пятая часть маршрута в РТ пройдёт по лесам, то есть погубит около 200 (!) тыс. деревьев. Причём, как выяснилось, по этому «обсуждаемому» варианту уже разрабатывают проектную документацию.

Татарстанский участок скоростной магистрали допроектируют в 2017 году, пояснил директор технического департамента компании «Скоростные магистрали» Юрий Котлов. Занимаются этим «Мосгипротранс», «Нижегородметропроект» и китайская «Эр-Юань». Документы по планировке территории Минстрой РФ уже утвердил, осталось провести инженерные изыскания, подготовить проектную документацию и получить заключение главгосэкспертизы. Строительство же планируют завершить до 2020 года.

Похоже, всё решено, а татарстанцев просто ознакомили с результатами экологической оценки проекта: «Воздействие намечаемого строительства на окружающую среду с экологической точки зрения является допустимым и может быть реализовано».

Такое заключение выдала компания «Экада-Т». Её директор Аркадий Ярошевский, впрочем, не отрицает вред, который магистраль нанесёт шумом и вибрацией при приближении поезда и необходимостью вырубки леса. «Хотелось бы, чтобы шумозащитные экраны установили не только вдоль жилых кварталов, но и вдоль мест массового отдыха - у озера Изумрудного, в Лебяжьем, хотя нормативами это не предусмотрено, - заметил он. - Чтобы минимизировать воздействие на природу – трассу в лесопарке Лебяжьем поднимут на эстакаду (высотой от 10 метров. – Прим. ред.)».

И всё же на татарстанском участке трасса погребёт под собой около 200 тыс. деревьев – примерно 150 тыс. в Айшинском и Зеленодольском лесничествах и ещё около 55 тыс. в Лебяжьем. По словам Аркадия Ярошевского, в Казани заказчик ВСМ в качестве компенсации вреда высадит 176 тыс. деревьев и заплатит в бюджет города более 1,3 млрд руб. Он подчеркнул, что ради этого практически втрое расширили границы Лебяжьего вблизи района будущей вырубки. Так что новые зелёные насаждения формально появятся в том же городском лесу, который понесёт потери.

 

Без альтернатив?

Как объяснил заказчик, лесом пожертвовали, чтобы защитить интересы около 650 семей РТ, чьи дома и участки изначально должны были изъять под ВСМ. Людям предлагалось выплатить компенсации.

Такое заявление возмутило многих участников слушаний. Ещё бы, ведь им предложили дилемму - либо снос жилья, либо вырубку леса, тогда как есть альтернативные варианты прокладки трассы – северный и южный (их обсуждали на первых общественных слушаниях в 2013 г.). Оба они, судя по данным экологов и общественных активистов, идут в обход Казани, не задевают жилые постройки и заповедные территории. А вот центральный, выбранный заказчиком, Совет по правам человека при президенте РФ рекомендовал исключить в той части, где он проходит по Лебяжьему, так как это противоречит ст. 105 Лесного кодекса РФ. В коридоре трассировки могут погибнуть семь видов краснокнижных растений, пострадать животные. Да и что это за зона отдыха, если над головой по эстакаде проносятся поезда?

«Марий Эл, Чувашия, Московская обл. так же сталкивались с тем, что ВСМ может пройти через особо охраняемые природные территории (ООПТ). Но после общественных обсуждений ситуация изменилась – Татарстан остался единственным регионом, где (вопреки возмущению населения) трасса может пересечь ООПТ – единственный городской лес», - подчеркнула известный общественный экологический активист Надежда Ассанова.

«Оценку воздействия на окружающую среду сделали только для одного варианта, а надо было посмотреть шире. Разве можно поверить в то, что вариант компромиссный, не видя результатов оценки его альтернатив? – возмущается начальник отдела оптимизации наземных экосистем института экологии и природопользования КФУ Галина Юпина. – Я профессионально оцениваю ущерб природе от строительства и знаю, что экосистема – это не просто количество деревьев, о вырубке которых говорили на слушаниях. Если подсчитать ущерб всей экосистеме, то он в разы превысит заявленную сумму в 1,3 млрд руб. Так кто же взял на себя такую ответственность - провести дорогу через особо охраняемую природную территорию рекреационного значения?..» Вопрос без ответа. В других субъектах РФ такие территории отстаивали с участием региональных министерств экологии, а у нас на слушаниях никто из представителей профильного министерства не выступил.

От редакции. В минэкологии и миндортрансе РТ комментарии не предоставили. Предложения и замечания к проекту заказчик проекта будет принимать в течение 30 дней после слушаний (отсчёт идет с 14 июня). Ответы и разъяснения можно получить письменно. Окончательное решение примет экспертная комиссия.

Не наломать дров

Ринат Губаев, доцент Института транспортных сооружений КГАСУ:

«ВСМ идёт в обход многих региональных центров, а в РТ её упорно хотят завести в город. В 1970-х аэропорт был в Казани, но его вынесли из города. А станция ВСМ – это железнодорожный аэропорт, куда поезда будут прилетать со скоростью свыше 300 км в час. Это очень похоже на посадку самолёта. Представьте, какие сооружения нужны, чтобы оборудовать эстакаду в лесу. Лес вырубят под трассу, а сколько ещё дров могут наломать при строительстве! Нужно будет подвозить стройматериалы, а для этого понадобятся дороги через лес. 7 км эстакады обойдутся очень дорого.

Выносить станцию ВСМ лучше не на юг, где для высокоскоростных поездов придётся строить отдельный мост через Волгу, не автомобильный, а на север. Денег, которые хотят потратить на эстакады, будет достаточно, чтобы организовать доставку пассажиров надземными «трамваями», какие есть в Германии, до центра города со станции в Сухой Реке. Впрочем, понятно, что ставка не на пассажирские перевозки, которые всегда убыточны. Развитие скоростного грузового сообщения неминуемо. Какой смысл китайским инвесторам вкладывать в эту магистраль, если они при этом не смогут перевозить свои товары в Европу и получать экономический эффект

А какие еще варианты?

Северный

Трасса заходит в РТ из Марий Эл. Проходит севернее Зеленодольска вдоль трассы Зеленодольск - Казань, потом поворачивает на трассу М-7 и, минуя Волжско-Камский заповедник, идёт через Высокогорский район до будущей станции в районе казанского посёлка Сухая Река в 12 км от кремля.

Комментарий

Экономист, автор проектного предложения обходной железной дороги Казани Тахир Давлетшин:

«Когда объявили стоимость участка ВСМ в Татарстане – 160 млрд руб., то я сразу прикинул, что мой проект обходной железной дороги значительно дешевле. В 2015 г. РЖД признало, что этот обход необходим, и его надо построить в 2020-2030 гг. Но почему-то, когда в кабмине РТ обсуждали вариант прохождения трассы ВСМ, проектировщики этот вариант даже не рассматривали. Да и вообще складывается впечатление, что проект скорее политический, чем экономический, потому что никакого экономического анализа он не выдерживает. Как экономист, я не верю, что ВСМ дойдёт до Казани даже в ближайшие 10 лет, - денег на проект нет, экономического смысла в строительстве тоже, достойного пассажиропотока не заметно – купейные вагоны в Москву ездят полупустые, большинство пользуется плацкартом, так как дешевле».

Южный

Трасса заходит в РТ из Чувашии. Проходит южнее Зеленодольска через Верхнеуслонский район, далее по будущему мосту через Волгу в Лаишевский район до казанского аэропорта в 30 км от города.

Комментарий

Завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ, профессор, урбанист-эколог Нафиса Мингазова:

«Казань стремительно растёт, и то, что сейчас считают центром, через несколько лет перестанет быть им. Вот о чём надо думать, планируя трассу ВСМ. Во время обсуждения нового генплана Казани градостроители отметили, что город растёт в направлении восточной дуги, то есть в сторону аэропорта, Пестречинского и Лаишевского районов. В связи с этим стратегически правильно было бы взять за основу южный вариант прохождения магистрали. С ним мы получили бы и южный мост через Волгу, о необходимости которого так часто говорят. Заказчик сэкономил бы на возведении эстакад, так как трасса пошла бы по полям, а не по лесам. Да, в таком случае станция ВСМ будет в 30 км от Казани, но до центра города можно добраться на существующем аэроэкспрессе. К примеру, в Марий Эл трасса пройдёт ещё дальше – в 100 км от Йошкар-Олы, чтобы минимизировать воздействие на природу».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах