Примерное время чтения: 8 минут
408

Глухой телефон. Почему не спасли рыбака из Казани?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Татарстан 20/10/2015

На почве ДТП

10 октября рыбак Сергей Елесин ехал домой, в Казань. На часах было примерно 17.15, когда при повороте в сторону с. Песчаные Ковали его подрезала «Лада» 15-й модели. За рулём легковушки сидел 22-летний Фанис Ситдиков, на пассажирском месте - его брат 27-летний Рамис.

По данным следствия, оба были пьяны. Между водителями возник конфликт. Братья стали преследовать Елесина и в какой-то момент на скорости въехали в его машину, от чего та опрокинулась. Затем выбили стекло автомобиля, вытащили водителя. Хулиганы вдвоём били Елесина руками и лопатой. Увидев, что рыбак мёртв, Ситдиковы положили  его в машину и уехали. Однако потом Фанис вернулся с канистрой бензина и поджёг авто погибшего. 

Подозреваемых задержали после обращения в полицию брата Елесина. Они частично признали вину, в отношении них возбуждено уголовное дело по статьям «Убийство» и «Умышленное уничтожение чужого имущества». Они взяты под стражу.

Успел дозвониться

Пытаясь «оторваться» от пьяных братьев, Елесин позвонил в единую службу спасения  «112». Он объяснил диспетчеру, где находится, как его зовут, кто за ним гонится. Оператор сообщила, что его карточку направили в нужные службы, а затем предложила ему позвонить по номеру 102, чтобы согласовать с полицейскими место встречи. Но полицейские на звонок не ответили. Елесин снова позвонил в «112», однако там уже не взяли трубку.

По сути, оператор получила исчерпывающую информацию о местонахождении Сергея. Однако, судя по аудиозаписи, у диспетчера вызвал затруднение факт, что мужчина не стоял на месте, а выехал в поле.

По словам Олега Степущенко, замминистра по делам гражданской обороны и ЧС РТ, оператор, принявшая заявку от Елесина, свою задачу выполнила. В МЧС РТ говорят, что гибель Сергея Елесина - единственный случай за два года, когда по какой-либо причине спасатели не смогли оказать помощь человеку. 

«Задача сотрудников службы - приняв вызов, передать информацию по 01,02, 03, 04, проконтролировать, чтобы это сообщение было принято, - говорит О. Степущенко. - Наша сотрудница приняла вызов, я считаю, правильно, сработала чётко, передала сообщение в полицию, в единую дежурно-диспетчерскую службу и ГИБДД», - заявил Степущенко. 

По поводу информации о том, что Елесин звонил по номеру 112 дважды, но во второй раз в службе не взяли трубку, в МЧС РТ говорят, что такого звонка не поступало. 

Систему «112» называли самой эффективной, но трагедия показала, что она не идеальна. Так, О. Степущенко признался, что, если человек находится в открытой местности - в поле, в лесу, на реке в лодке, определить его местоположение сложно.

Проблемы координации

«ГЛОНАСС позволяет вычислить местоположение человека, но не принято постановление правительства РФ, разрешающее «видеть» координаты, широту и долготу, - объясняет О. Степущенко. - Федеральный закон есть, постановления правительства нет. И возникает проблема: когда человек находится на открытой местности, сложно определить, где он. Хотя у всех сотовых операторов эта функ­ция отработана, они не могут дать нам эту информацию. Это будет нарушением закона о защите персональных данных».

В МВД по РТ сообщили, что после поступления вызова от Елесина полицейские выехали на место происшествия и не прекращали работу всю ночь. Однако следов преступления они не нашли. Не заметили и дыма от горящей машины. Полицейские, как и сотрудники МЧС, оправдываются тем, что всё происходило на открытой местности. Мол, там найти следы было куда труднее.

Сгоревший автомобиль рыбака.
Сгоревший автомобиль рыбака. Фото: МВД по Республике Татарстан

Действия ОМВД РФ по Лаишевскому району, куда было передано сообщение службы «112», проверит Следственный комитет.

Напомним, в РТ«112» начали использовать в 2008 году, в 2013-м прошли госиспытания. Главная особенность «112» в том, что, набрав всего один номер, можно вызвать все службы, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации.

Оператор, принявший вызов, составляет электронную карту, где указывает информацию о месте происшествия, подробности случившегося, контакты. На экране монитора можно видеть даже карту местности, откуда поступил звонок. Диспетчер направляет обращение в экстренные службы. Те в онлайн-режиме отмечают, что приняли заявку к исполнению и выезжают по координатам. 

Техническая пересылка сообщений идёт доли секунды. Но быстро дозвониться по 112 удаётся не всегда. В смену выходят работать 14 - 18 диспетчеров, за сутки они принимают до 6 тыс. вызовов. В часы пик (с 17.00 до 21.00) образуется очередь. По словам Ольги Лозовой, директора службы «112» в РТ, иногда абоненты ждут ответа  примерно 40 секунд.

«Люди начинают паниковать и кладут трубку, затем снова начинают звонить, - делится наблюдениями О. Лозовая. - Это неправильно. Если оператор не отвечает, дождитесь ответа, иначе снова окажетесь в конце очереди». По её словам, острой нехватки диспетчеров служба не ощущает. 
Однако Счётная палата РФ после проверки МЧС РФ в части «112» выявила целый ряд недостатков. На сегодня система создана и действует полностью только в Татарстане и Курской области. Не разработаны нормативы, сколько времени должно пройти с момента поступления вызова до прибытия специалистов к месту происшествия. К тому же МЧС РФ слабо контролирует то, как используются субсидии, выделенные из бюджета РФ регионам на создание «112». 

Как вызвать экстренные службы с мобильного?

101 - вызов пожарной охраны
102 - вызов полиции
103 - вызов скорой помощи
104 - вызов газовой службы

Инструкции устарели

Ильдус Янышев, пред­седатель наблюдательного совета группы пред­приятий безопасности «КОНТР»:

- Я знаю о фактах, когда в экстренных службах 02, 01 по 1-2 минуты не поднимали трубку. Или начинали запрашивать у заявителя множество анкетных данных, в то время как счёт шёл на минуты. Регламент работы экстренных служб слишком забюрократизирован. Инструкции пора пересмотреть, чтобы оператор мог принимать решение в зависимости от обстоятельств.

Необходимо провести мониторинг, насколько удобно обращаться в «112», насколько быстро реагируют подразделения, в которые передаётся информация. Следствие вправе проверить и то, действительно ли сотрудники ГИБДД объезжали территорию в поисках Елесина. 

Проблемы с реагированием есть ещё потому, что по сравнению с 90-ми годами число патрульных машин сократилось в разы. Почему подозреваемые в убийстве смогли пьяными сесть за руль? Наверное, чувствовали свою безнаказанность.  ГИБДД должна проводить больше проверок на дорогах. 

Официально

Рафис Хабибуллин, министр по делам ГО и ЧС РТ:

- Президент РТ дал поручение проработать пути повышения эффективности «112». Не скажу, что в службе «112» всё идеально, но по этому случаю в Лаишевском районе диспетчер действовала в пределах своих полномочий. Лишних вопросов Елесину задано не было. 

Все почему-то думают, что «112» - реагирующее подразделение. Но это центр обработки вызовов. Диспетчеры принимают звонок, обрабатывают и пересылают информацию в реагирующие подразделения. Она уходит уже в момент приёма звонка диспетчером. В соответствии с законодательством РФ в работе со «112» задействованы  полиция, антитеррор, пожарная охрана, газовая служба, скорая помощь. В РТ в систему включены единая диспетчерская служба в муниципальных районах, ряд предприятий энергетики.

Комментарий

Айгузель Хайриева, координатор реготделения поисково-спасательного отряда «Liza Alert»: 

-  Оператор, пытаясь помочь Елесину, сделал всё от него зависящее. В Интернете пишут, что рыбака можно было спасти, выслать вертолёт. Но это невозможно сделать так быстро, как в кино - за три секунды. Вертолёт перед вылетом должен пройти специальную подготовку. 

У спасателей нет возможности пеленговать телефон нуждающегося в срочной помощи. Это делают спецслужбы, полиция по запросу у сотового оператора через суд - на это тоже нужно время. Для органов, занимающихся спасением людей, установлено множество ограничений, законодательных актов, которые ставят их в серьёзные рамки. И очень сложный, неоднозначный вопрос, как именно надо эту систему менять, чтобы избежать вторжений в личную жизнь. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах