Один из самых спорных и амбиционных проектов последних лет — строительство канатной дороги над рекой Казанкой в столице Татарстана — снова в центре внимания.
Объект, который может стать уникальной «канаткой» с промежуточными станциями,
вызвал шквал критики со стороны ряда экологов и ландшафтных
дизайнеров. С другой стороны, это будет действительно грандиозное сооружение, изюминка для туристов и удобный маршрут в центре для жителей.
Эх, прокачу!
Идея построить большую канатную дорогу для перевозки пассажиров в Казани отнюдь не
нова. Ещё лет 15 назад всерьёз рассматривалась возможность организации такой тросовой переправы через Волгу в село Верхний Услон. Сейчас здесь летом ходит паром, а зимой, когда укрепится лёд – открывается зимник. Канатная же дорога могла стать и туристической достопримечательностью, и новым видом общественного транспорта. Но планам этим так и не суждено было сбыться.
Тем не менее сама концепция «большой канатной дороги» никуда не исчезла. Два года назад она снова всплыла из глубин информационного забвения. Только в этот раз «канатку» предложили строить не на окраине, а в центре
Казани.
По предварительным планам, она будет насчитывать три станции. Первая (стартовая) – в парке им. Горького, недалеко от ТЦ «Корстон». Далее пролёт до станции в экстрим-парке «Урам», возле моста Миллениум. Финальная станция – у стадиона Ак-Барс Арена, на
берегу Казанки. Здесь планируется создать большой парк под названием «Спортивный», с беговыми дорожками, зоной тренажёров, рекреационной зоной и набережной. Протяжённость будущей «канатки» составит почти 3 километра, и она уже получила неофициальное название «Казанский аэромост».
Экологи – против, отельеры – за
Нужно отметить, что в Приволжье есть опыт эксплуатации
пассажирских канатных дорог. Самый яркий пример – Нижний Новгород, где уже 10 лет
работает канатная линия между областной столицей и городом
Бор, расположенным за Волгой.
Из 3100 метров дороги 800 пролегают над водной поверхностью, пропускная способность
– 800 пассажиров в час. Впрочем, в отличие от нижегородского, «Казанский
аэромост» предназначен всё-таки больше для туристов. Проскользить на высоте птичьего
полёта над исторической частью города наверняка захотят многие гости Казани. Поэтому большинство отельеров и представителей туриндустрии однозначно высказываются за создание нового объекта.
А вот завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова считает, что постройка «канатки» серьёзно повредит экосистему реки. «Через Казанку пройдут опоры, которые потребуют больших капитальных работ и
которые могут привести к сильному разрушению русла и пой-
мы, к эрозии, – приводит слова эксперта издание «Бизнес-Онлайн». – У опор должны быть
мощные бетонные основания. И представить, что на нашей малой реке, являющейся особо охраняемой природной территорией и памятником природы, появятся остовы в виде конструкций, сомасштабных гигантским многоэтажкам –
сама мысль меня режет!»
дизайнерский образ канатной дороги вместе со станциями и
общественными пространствами. В целом просчитана и экономика: на постепенную окупаемость проект выйдет, если в час дорога будет перевозить от 250 пассажиров и туристов. Это достижимая цифра, ведь в туристический сезон наплыв гостей в центре города колоссальный.
Укладывается проект и в концепцию развития внутреннего туризма, о которой не раз говорили в высшем руководстве страны.
Что же касается вопросов экологии, археологии (ведь при вскрышных работах будет за-
тронут культурный слой, хранящий следы средних веков) – то
здесь, конечно, нужна тщательная экспертиза и детальная проработка всех нюансов будущей стройки. Если удастся соблюсти все нормативы – «Казанский аэромост» действительно станет ещё одной изюминкой древней столицы Татарстана.