Примерное время чтения: 15 минут
542

Раздутые штаты: зачем Татарстану несокрушимая армия чиновников?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Татарстан 09/10/2013

Судите сами. По данным Татарстанстата, с 2000 г. чиновников в РТ, вопреки всем сокращениям, стало на 1114 больше. Ещё более красноречивые цифры «АиФ-Казань» нашёл в архивных документах: с 1960 г. число бюрократов увеличилось более чем вдвое – до 31,2 тысячи. Так зачем нам столько слуг народа?

Чистая формальность

Рустам Минниханов не устаёт возмущаться, что оптимизацию чиновничьих штатов провели механически, сократив по процентам. «Те, кто пил чай, продолжают его пить», – пояснил он, отметив, что пора бы чиновникам ездить на личных авто, так как содержание служебного транспорта становится затратным. «Необязательно всем покупать новые машины», - резюмировал глава РТ. В послании к Госсовету он подчеркнул, что оптимизация штатов должна повысить качество управления.

Однако формальный подход к сокращению работников госорганов, на который сетует президент РТ, заложен, по сути, в самом его указе № УП-594 (от 7 сентября 2010 г.). В нём сказано, что нужно сократить не реальную, а «предельную численность» слуг народа, установленную кабмином на 1 июля 2010 г. Если бы секвестрирование коснулось реального числа сотрудников, то к апрелю 2013-го их стало бы на 6,5 (!) тыс. меньше (20% от 32,6 тыс. чиновников муниципальных и госорганов РТ, данные Росстата). А так, по тем же данным Росстата, мы видим, что с 2010 по 2012 г. сокращение составило в общем – 1,3 тыс. человек.

При этом, по указу, 50% бюджетных средств, освободившихся после сокращения штатов, должны были направить на материальное стимулирование оставшихся чиновников. То есть финансово республике от этого легче бы всё равно не стало. К тому же, непонятно: неужели для стимулирования чиновников недостаточно регулярного индексирования зарплаты? Последнее из которых, кстати, произошло 1 октября – рост на 5,5%.

По данным Росстата, за полгода 2013 г. средняя зарплата работников министерств, ведомств и комитетов РТ выросла до 26633 руб. (на 4,8%), муниципальных служащих – до 24864 руб. (на 14,2%), а работников территориальных органов федеральной власти (налоговая и миграционная служба, роспотребнадзор и др.) – до 22288 руб. (на 6,7%). Да и не секрет, что у слуг народа есть льготы и преференции – служебные авто, медстраховки, дополнительные отпуска, субсидии на приобретение жилья и др.

Всегда ли так было?

Начнём с Казанской губернии. В книге «Казань в её прошлом и настоящем» М. Пинегина сказано, что в 1888 г. на содержание общественного городского управления закладывали более 61 тыс. руб. или 10% от всех расходов бюджета Казани. Из них на содержание личного состава управы уходило 17 тыс. руб., на канцелярию – 18 тыс. Эту строку превышали только расходы на воинский постой (74 тыс.) и народное просвещение (88 тыс.). Плюс к этому около 3,3 тыс. шло на награды служащим. К слову, в 1871 г. такой строки расходов не было, зато на содержание управления направляли около 17% бюджета города.

Как указано в книге «Спутник по Казани» Николая Загоскина, к 1895 г. расходы на содержание управления до 84 тыс. руб., из которых 7000 составляла зарплата городского головы. А данные первой всеобщей переписи населения Российской империи показывают, что в 1897 г. на общественной, сословной, военной и госслужбе в Казанской губернии состояли более 22,8 тыс. человек. Из них в администрации, суде и полиции работали 3594 человека, на общественной и сословной службе – 2000.

В архивных документах статистика по чиновникам советских времён, похоже, до сих пор остаётся частично секретной. Удалось выяснить, что в 1940 г. расходы госбюджета на содержание органов госуправления ТАССР достигали 4,4 млн руб. (более 10%, но в пять раз меньше, чем на просвещение, и на 2,5 млн меньше, чем на здравоохранение). К 1958 г. расходы по этой строке выросли только до 7,5 млн, тогда как общие расходы бюджета возросли более, чем в три раза – до 143,6 млн, а на просвещение в 8 раз – до 59,8 млн.

Зато постоянно повышались доходы чиновников ТАССР. По данным статистического сборника, среднемесячная зарплата рабочих и служащих органов государственного и хозуправления, органов управления кооперативных и общественных организаций с 1956 по 1968 г. повысилась на 70%. Для сравнения у работников просвещения она выросла на 54%, здравоохранения – на 55%, промышленности – на 58%. За пять лет с 1970 по 1975 г. премии в этом аппарате возросли на 12,8% (0,5 млн, помимо фонда зарплаты).

Вместе с тем росло и число самих сотрудников. Так, в 1960 г. их было 14,4 тыс. человек, в 1970 г. – 20,1 тыс., в 1980 г. – 27,3 тысячи. Кстати, в 1988 г. уже была попытка сократить численность работников аппарата управления по ТАССР. По данным архивных документов, из 23,9 тыс. работников осталось только 19,9 тыс. Сократили 30% чиновников республиканского уровня, 32,8% – аппарата органов хозуправления, 19,2% – аппарата органов управлений общесоюзных министерств и ведомств. Из 27 комитетов и министерств тогда осталось 25, а число отделов районных и горисполкомов советов народных депутатов уменьшилось на 11.

Попытка – не пытка?

Сколько ещё было таких попыток! Но воз и ныне там… По данным Росстата, в 2000 г. Татарстан занимал пятое место в РФ по числу чиновников после Москвы, Московской, Тюменской и Свердловской областей. К 2012 г. РТ опустилась в этом рейтинге до 13 места. Но это вовсе не значит, что чиновников стало меньше, наоборот, на 1114 человек больше – 31,2 тыс. Просто в других регионах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Ростовской, Тюменской, Иркутской областях, Краснодарском и Красноярском краях, слуг народа прибавилось на десятки (!) тысяч. По итогам прошлого года, РТ на третьем месте в ПФО после Башкортостана (33,9 тыс.) и Нижегородской области (33,1 тыс.).

Власти Казани тоже не раз планировали сократить штат мэрии. В 2006 г. мэр Ильсур Метшин объявил о новой кадровой политике, начал проводить аудиты, в том числе с использованием полиграфа. По данным пресс-службы исполкома, если в 2005 г. в мэрии работали 2497 чиновников, то к 2012 г. их стало 1747. Но при этом их средняя зарплата за эти 7 лет возросла более, чем в 4 (!) раза – с 8,5 до 28,8 тыс. руб. То есть кого-то отсеять всё-таки удалось, но расходы бюджета на содержание чиновников при этом не уменьшились. Более того, при мэрии действуют казённые и муниципальные предприятия (КУПы и МУПы), а также автономные учреждения, чьи работники получают зарплату от исполкома, не являясь муниципальными служащими.

Обнаружить в бюджете РТ суммы, направленные на содержание чиновников, оказалось непросто. Обычные налогоплательщики, на чьи деньги, между прочим, и содержат армию слуг народа, – точно не разберутся. За помощью мы обратились в минфин РТ, однако оказалось, что эту «страшную тайну» специалисты министерства без разрешения руководства раскрыть не могут. Разрешения министра мы так и не дождались, потому что он уехал в командировку. Пришлось считать самим. Оказалось, что только по планам на 2013 г. только на содержание центральных аппаратов министерств, ведомств и комитетов республика рассчитывала потратить более 2,7 (!) млрд руб. Остаётся только гадать, что ещё скрыто в бюджете РТ?

Вопросы возникают, когда мы вспоминаем, сколько средств потратили власти, чтобы усовершенствовать свою работу. Например, электронное правительство. Эта система направлена на повышение качества госуправления и, по логике, должна вести к сокращению расходов на содержание органов власти. Но увы… Возьмём того же Радика Гайзатуллина, главу минфина РТ, который за три рабочих дня мог бы распорядится дать ответ на наш запрос и удалённо, иначе зачем ему планшет?!

К слову, выводы приглашенного в Татарстан чешского специалиста по оптимизации персонала Томаша Навратила удручают. Его аудит выявил, что некоторые чиновники неэффективно используют порядка 40% (!) рабочего времени, а татарстанцы не всегда получают от них ответы на вопросы, заданные через портал госуслуг. Благие цели пока остались на бумаге. Вместо эффективной работы растёт число чиновников, суммы их содержания и зарплаты…

Как росла зарплата чиновника

Средняя зарплата сотрудников аппарата рабочих и служащих органов гос- и хозуправления, органов управления кооперативных и общественных организаций:

1960 г. - 76,1 руб.                       1970 г. - 111,9 руб.

1980 г. - 145,2 руб.                     1990 г. - 312,8 руб.

1995 г. - 450,9 тыс. руб.             2000 г. - 2060 руб.

Комментарий

Вадим Кешнер, народный артист РФ и ТАССР:

Вадим Кешнер

- В советские времена у чиновников был коммунистический страх и обязанности, пусть и формальные, они работали более чётко и конкретно по сравнению с тем, что есть сейчас. Сейчас во многих учреждениях «слуги народа» ведут себя так, как будто делают одолжение, что дают справки, выполняют другие свои обязанности. Это написано у них на лицах… Посылают посетителей от одного служащего к другому – лишь бы отбросить, лишь бы самому не делать…. Это катастрофа.

Безусловно, нельзя всех поголовно негативно оценивать, но большая часть сегодняшних чиновников вот такого типа. Поэтому, когда тебе вдруг в каком-то учреждении улыбнулись, нормально ответили и нормально объяснили что-то, ты радуешься и благодаришь, как будто произошло нечто сверхъестественное. А ведь на самом деле это норма!

Мнение эксперта

Александр Салагаев, завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ, доктор социологических наук:

Александр Салагаев

- То, что показывает статистика, - ещё далеко не все чиновники, которые у нас есть. На самом деле их гораздо больше. С советских времён сохраняется традиция «подснежников» - людей, которые не аттестованы, числятся в каких-то подведомственных структурах, но фактически работают в министерствах и ведомствах.

В законе Паркинсона сказано, что чиновник множит подчиненных, но не соперников, чиновники работают друг для друга. Потому что статус чиновника зависит от количества подчинённых: чем их больше, тем выше его статус и привилегии. Как говорится, короля играет свита. Поэтому чиновники ищут способы загрузить себя и других людей. А потом доказывают, что не могут справиться с этими задачами и требуют расширения штатов, преобразований и т. д.

Если говорить о результатах работы, то чиновники производят много фиктивно демонстративных действий: пишутся какие-то программы, проекты, они принимаются, рассматриваются, но не реализуются, остаются на бумаге – пользы нет. Часто приходится слышать, что многие чиновники имеют аффилированные фирмы: скажем, до обеда занимаются делами своих фирм, после обеда – госделами.

Как оценить КПД чиновника? Управленческий труд и труд творческий трудно нормировать. Прежде всего, это соблюдение бюджетной дисциплины, ведь сейчас во многих ведомствах вскрываются случаи растрат, нецелевого использования средств. Ещё один критерий эффективности работы «слуг народа» - соответствие запросам населения. Десятки, сотни, тысячи чиновников сидят и сочиняют отписки типа «ваше обращение рассмотрено и направлено туда-то, оттуда вы получите ответ». Если вопросы будут решаться по существу, это и будет показатель эффективности работы чиновника.

Взгляд изнутри

«Рядовые работники получают копейки»

Бывшая сотрудница минкультуры РТ:

- Я устроилась работать в министерство сразу по окончании вуза, опыта и стажа не было, поэтому я получала в 2012 г. на руки около 6 тысяч рублей. В конце года получила единовременную матпомощь (там всем выписывают) – 10 тысяч рублей. Моя знакомая из соседнего отдела, работавшая второй год, получала на руки 8 тыс. руб. Что их держит? Конечно, не зарплата, а само место, госслужба. Вообще я для себя выделила две категории работников – те, кому важно, чтобы у них была работа, ибо они вряд ли еще куда-то устроятся, поэтому они готовы вкалывать и за такие зарплаты, и вторая - обеспеченные сотрудники, которые явно не ради зарплаты там работают.

А как у них?

Сколько чиновников в других регионах?

Москва – 72,3*

Московская обл. – 58,3

Краснодарский край – 45,6

Красноярский край – 39,8

Санкт-Петербург – 38,1

Башкортостан – 33,9

Нижегородская обл. – 33,1

Татарстан – 31,2

Новосибирская обл. – 29,1

Волгоградская обл. – 25,8

Ульяновская обл. – 14,2

Марий Эл – 8,1

*По данным Росстата за 2012 г. в тыс. чел.

Благодарим Нацархив РТ за помощь в подготовке материала.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах