Примерное время чтения: 7 минут
983

Татарский - по два часа в неделю? В Казани обсудили проблемы преподавания языков в школах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Татарстан 05/06/2013

Главным экспертом на общественных слушаниях стала Ольга Артёменко, руководитель Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ. Организаторы мероприятия, как и в прошлые разы, пригласили на встречу и чиновников республиканского образовательного ведомства, и депутатов Госсовета РТ, в частности председателя Комитета по культуре, науке и образованию татарстанского парламента Разиля Валеева, направляли приглашение в Аппарат президента РТ, Асгату Сафарову, Дом Дружбы народов и т.д. Но никто из них не пришел. Поэтому среди участников в основном были представители Общества русской культуры, активисты-родители.

Поводом для проведения общественных слушаний стал проект республиканского закона «Об образовании», который на днях был опубликован в публичном пространстве.

- Он долго обсуждался депутатским корпусом РТ в закрытом режиме, - сказал Михаил Щеглов, руководитель Казанского отделения Общества русской культуры РТ. - Разработка нового проекта вызвана тем, что недавно был подписан новый федеральный закон «Об образовании». Этому предшествовала довольно упорная деятельность родителей в национальных республиках, особенно в Башкортостане и у нас в РТ по проблемам соотношения преподавания государственных языков на территории этих республик.

Татарский язык может стать необязательным предметом: члены «Азатлык» выступили против>>

Напомним, в Татарстане татарский и русский языки преподаются в равных объемах – что, по мнению депутатов, не противоречит ни российской конституции, ни татарстанской.

Однако со временем родительское сообщество – об этом говорят представители ОРК – стало проявлять недовольство. Особенно, по их словам, это недовольство обострилось после того, как в 2009 году был введен обязательный ЕГЭ по русскому языку – многие семьи были вынуждены нанимать репетиторов, чтобы школьники могли нормально сдать экзамен.

- Русскоязычные родители стали открыто выражать недовольство тем, что объёмов русского языка в школах недостаточно, - говорит Щеглов. - Родители добились приёма в Госдуме России в ноябре 2012 года, где были наконец-то выслушаны.

Казанец приговорен к штрафу в 100 тысяч рублей за оскорбление татар>>

Тем не менее, пока ситуация не меняется. За все годы обучения в школе татарстанские ученики получают в среднем 700 часов русского языка и литературы, а в других русскоязычных регионах – около 1200.

Общественники рассчитывают на помощь центра. Как признался руководитель Общества русской культуры РТ Александр Салагаев, если раньше власти еще как-то шли на диалог, хотя бы общались на эту тему, то сейчас – никаких контактов. А президент РТ Рустам Минниханов в своем осеннем послании Госсовету РТ еще раз подчеркнул, что позиция по языкам принципиальна и пересмотру не подлежит.

Родной или государственный

Впрочем, из выступления Ольги Артеменко напрашивается вывод, что ситуацию изменить можно, и не в ущерб языкам – ни татарскому, ни русскому.

Количество и методика преподавания языков в школе должны устанавливаться их статусом, определенным Конституцией, говорит она. Ольга Артеменко пояснила, что новое законодательство очень серьёзно изменено именно в языковом блоке.

- В соответствии с законом в системе образования необходимо учитывать статус языков, который определен и

 установлен Конституцией, и, соответственно этот статус необходимо переносить и в систему образования – сообщила Артеменко. – Язык может реализоваться в определенном статусе, например, в статусе государственного языка РФ. Каков в этом случае его функционал? Это язык конкурентоспособности, мобильности по территории РФ, и его изучение должно выстраиваться на грамматической основе, но никак не на коммуникативной, он должен быть направлен на развитие речи. Это язык, которым все граждане РФ должны владеть качественно, если мы хотим чтобы он обеспечивал конкурентоспособность.

- Необходимо выделять и учебники, и методические приемы для изучения русского языка в статусе государственного языка Российской федерации РФ и языка в статусе государственного языка РТ, необходимо выделять линию для владеющих этим языками и линию для невладеющих, то же касается и татарского, - считает Артеменко. - Такого понятия как «русский родной» или «русский неродной» быть не должно, оно ушло из нормативно-правовых актов. Это вообще был сленг среди методистов, пришедший к нам из советского времени – чтобы специалисты быстрее друг друга могли понять. Но в методической литературе того времени вы его не увидите. Но в каком бы статусе не изучался язык, он изучается в соответствии с федеральным образовательным стандартом. 

Между тем, в законе РТ от 1992 года прописано, что татарский и русский как государственные изучаются в равных объемах.

АиФ-Казань

- Такого не будет однозначно, - говорит Артеменко. - Не могут быть равноправными государственный язык Российской Федерации и государственный язык субъекта РФ. Закон предусматривает равноправие только в статусе родных языков, но не государственных.

Татарский язык – по два часа?

Допускает ли новый закон, чтобы в РТ желающие могли вместо 6 часов русского языка и литературы получать по 10-12 часов, а татарский язык – по два часа? - такой вопрос задал один из родителей.

- Закон на это не дает ответа, - ответила Ольга Артеменко. - Это нормативно-правовые документы. Нужно разрабатывать примерные образовательные программы. На их основе – учебные планы и все, что связано с организацией образовательного процесса в школе. Закон говорит, что образование может организовываться только на родном языке. Но нельзя доминанту выстраивать только на русском языке, в субъекте, где есть государственный язык республики. Родители имеют право говорить о том, чтобы образование в их школе было выстроено на русском в статусе родного языка. Учебный план, язык образования – это дело родителей и администрации школы, а не чиновников. Задача федеральных органов разработать учебные планы с учетом статуса языков.

Непродуманная методика преподавания татарского

Раис Сулейманов, руководитель Приволжского филиала Российского института стратегических исследований (РИСИ) вновь напомнил о ситуации, которая сложилась сейчас в Татарстане, он назвал её «этнолингвистический конфликт».

- Он стал развиваться в 2007 году, когда ввели ЕГЭ по русскому языку и родители начали нанимать репетиторов. Падение уровня знаний по русскому языку развивается на фоне фактически нулевого знания татарского языка. То есть результата эксперимента, который начался 20 лет назад из благих целей.

Впрочем, ученые-филологи казанских вузов говорят, что одна из проблем незнания татарского языка – непродуманная методика его преподавания. Его – особенно для ребят, не владеющих им – нужно преподавать так, как преподают в школах иностранные языки, применяя игровые методы, обучать не грамоте, а разговорной речи, учить словарный запас в соответствии с жизненными ситуациями. Об этом не раз «АиФ Казань» говорили различные эксперты. А в числе других причин, влияющих на снижение грамотности по русскому языку называют и влияние телевидения, Интернета, средств связи для передачи коротких сообщений, а также то, что нынешние дети очень мало читают. То есть объясняют все эти процессы снижением уровня культуры в целом.

Однако как бы там ни было, вопрос ставится ребром: как сделать, чтобы количество уроков и русского, и татарского позволило овладеть языками в должной мере и одновременно соблюсти положения закона? Наверное, наши парламентарии не раз слышали ответы на эти вопросы от общественности, ученых и родителей. Но…

- Что мы будем делать с нашим госсоветом? – задалась вопросом родительница Екатерина Беляева. – Зная прекрасно, что наших детей татарскому, таким образом, они не научат, делают огромные финансовые вливания и замечательно осваивают эти средства. А результата действия никакого не дают.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах