Примерное время чтения: 15 минут
285

В Казани дорого не только жить, но и умирать?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Татарстан 23/04/2013

«Любовь к отеческим гробам»

29 погостов занимают площадь не слишком обширную - чуть болше 280 гектаров. Для сравнения – это третья часть посёлка Дербышки или 1/7 Ново-Савиновского района. Но свободных мест там осталось всего на три га (около одного процента). Почти все кладбища переполнены, да и состояние захоронений на многих из них оставляет желать лучшего.

С 2003 года организация ритуальных услуг и содержание захоронений отнесены к вопросам местного значения, но средств на содержание кладбищ  в  местных бюджетах недостаточно. Особенно остра эта проблема  в  Казани, несмотря на то что ежегодно из бюджета города выделяются средства на ремонт и текущее содержание кладбищ.

 

Марат Ишкин

 

 

В неприглядном состоянии кладбищ зачастую виноваты сами казанцы. Убирая могилы своих родственников, наши люди (да и люди ли это?) почему-то стесняются нести мусор к контейнерам, которые находятся всего в нескольких метрах от «отеческих гробов», и со спокойной совестью сваливают его на аллеи, а то и прямо на соседние могилы. Не в лучшем состоянии и мемориалы солдат, умерших в госпиталях Казани в годы войны и после неё. Речь идёт о захоронениях 5 тыс. 988 человек, они покоятся на пяти кладбищах города. «К сожалению, основная масса тумб воинских захоронений изготовлена из цемента и мраморной крошки, в настоящий момент она обветшала», - пожаловался недавно начальник Управления по организации ритуальных услуг Марат Ишкин. В преддверии 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне исполком Казани направил в кабмин республики перечень мероприятий по реконструкции мемориальных зон на казанских кладбищах. Предварительная стоимость этих работ оценивается в 42,4 млн рублей. Но пока что исполком Казани согласовал выделение только 4,19 млн рублей - на текущий год. По данным МУП «Ритуал», на них проведут работы по благоустройству кладбищ, которые затронут и мемориальные зоны. Однако самый острый вопрос – это всё же не благоустройство, а дефицит земельных участков. Многие кладбища просто невозможно расширить по санитарным нормам. К тому же к землям для организации новых некрополей предъявляются серьёзнейшие требования. Однажды выделенный под кладбище участок уже никогда нельзя будет использовать под что-то иное. А ещё крупные кладбища должны иметь санитарно-защитные зоны в 500 метров. Получается, землю под захоронения нужно искать за пределами крупных городов. Причём времени на раздумья уже не осталось. По данным Управления по организации ритуальных услуг, в Казани ежегодно умирает 14 тысяч человек, восемь тысяч из них хоронят на муниципальных кладбищах, остальные находят последний приют в захоронениях, расположенных по территории всей республики. По прогнозам, свободная земля на некрополях Казани закончится в ближайшие три года.

 

Комментарий

 

 Сулейман хазрат, имам мечети «Нурулла»:

- По канонам ислама человек должен быть похоронен в земле. Для мусульман даже разработаны специальные процедуры, как именно это нужно делать, – в зависимости от того, например, какая почва на кладбище. А сжигать умершего категорически нельзя, у нас это абсолютно запрещено. Я бы не сказал, что у нас земли мало. У нас её предостаточно: и для пользования сельхозугодьями, и для строительства домов, и для того, чтобы создавать новые кладбища, расширять уже созданные. Дефицит земли для кладбищ можно наблюдать в колыбели ислама Мекке: там действительно места нет. Поэтому существуют многоэтажные кладбища, это тоже не запрещено в исламе.

О землях, где когда-то были захоронения, а теперь стоят здания, расположены парки, я бы сказал словами мудрецов: «Вся земля – это кладбище». Наш мир очень древний: окружающие нас поля, холмы, долины когда-то были некрополями – в большей или меньшей степени. Теперь на этих землях строят дома. И это не противоречит канонам нашей религии.

 

 

Имущественный ценз?

Самое известное и, пожалуй, старейшее кладбище – Арское - находится в центре города. Ему более 400 лет. Этот некрополь, на котором можно увидеть множество надгробий всемирно известных личностей, уже называют музеем под открытым небом. Историческим считается и Архангельское, а также самое большое мусульманское кладбище – Новотатарское. На Архангельском кладбище покоятся жертвы политических репрессий советского времени, начиная с 1918 года. Это единственное признанное официальными властями кладбище такого типа. Здесь, например, похоронен великомученик протоирей Михаил Вотяков, расстрелянный 19 августа 1918 года. Его прах покоится в одной братской могиле вместе с останками нескольких тысяч безвестных людей. На Новотатарское кладбище приезжают поклонники творчества Габдуллы Тукая, чтобы почтить память великого татарского поэта. Здесь же покоятся революционер Хусаин Ямашев, композитор Сара Садыкова, писатель Абдурахман Абсалямов и другие знаменитые на весь мир татары.

Несмотря на то что все эти некрополи давно уже закрыты и переполнены, там до сих пор хоронят потомков известных фамилий.

- Нужны документы, подтверждающие, что здесь лежит кто-то из родственников, - поясняет сотрудник Арского кладбища. – Тогда мы убираем оградку, вскрываем землю – если захоронению более 15 лет это можно делать – и кладем новое тело на семейное место.

Если пройти вглубь территории Арского кладбища, мимо старообрядческой часовни XIX века, можно увидеть пустой участок и груду старых памятников. На некоторых новых памятниках есть время рождения, но нет даты смерти: видимо, они предназначаются для тех, кто заранее забронировал для себя место. Есть на казанских кладбищах и выложенные мрамором участки с пустыми надгробиями: кто-то заранее выкупил места под родовые захоронения для себя и своей семьи. «Забронировать такое место стоит 45 тысяч рублей, - рассказали в МУП «Ритуал». – На нём могут уместиться две-три могилы. Но сейчас свободных участков на казанских кладбищах практически не осталось. Может быть, в Царицыно ещё есть или в Самосырово – одно-два места».

Самое большое кладбище Казани - «Сухая река» - занимает площадь более 44 гектара. Однако и здесь, как и на втором крупном – Самосыровском, могут принять только тех, чьи родственники уже похоронены на этих площадках.

Поэтому сейчас «последний путь» казанцев в основном пролегает на кладбище возле посёлков Юдино и Киндери. Но и здесь не так всё просто. По закону земля под захоронение предоставляется гражданам бесплатно. Текущее содержание и благоустройство кладбищ тоже осуществляется за счёт средств городского бюджета. Однако по телефону МУП «Ритуал» сообщили, что существует обязательный взнос – 4030 рублей, эту сумму нужно заплатить за рытье могилы, опалубку и погребение. Кроме этих денег родственникам, возможно, придётся заплатить за выбор места от 5 до 20 тысяч рублей.

 

Мы оказались вандалами
Игумен Кирилл

 Игумен Кирилл, руководитель информа-ционно-изда-тельского отдела Казанской епархии

- Издревле было заведено умерших людей погребать, а не кремировать. Человек был создан Творцом из праха земного. И в прах он обращается после смерти. Во время погребальной службы звучат такие слова: «Земля еси ты и в землю отыдеши». Помня об этом, православный христианин никогда не завещает после смерти кремировать своё тело.

Что касается разговоров о негативной ауре тех мест, где раньше находились кладбища, то мы в неё не верим. Но эти места надо увековечивать. Очень хорошо, что на исчезнувшем погосте Кизического монастыря поставили крест в память о тех, кто был там погребён. 

Обидно, что в советский период у людей разум был настолько помрачён, что они сносили кладбища и разбивали на этих местах парки, строили здания, как будто забывая, что в оскверняемых могилах покоятся наши предки. Нам должно быть стыдно, что мы оказались вандалами, варварами по отношению к ним. Чтобы как-то смягчить, сгладить нашу вину, мы должны молиться об упокоении душ усопших. В каждом богослужении есть прошение о всех преставившихся, где бы они ни были погребены по всему свету. 

 

- Мужа хоронила, хотела сразу для себя место оставить, - говорит читательница «АиФ Регион». – За хорошее место запросили 8 тысяч рублей, а если на двоих – в два раза больше. У меня таких денег не было, пришлось только одно место взять. Теперь будем лежать врозь, когда умру. Конечно, все это неофициально, никаких квитанций нет, ничего не докажешь.

По словам казанцев, которые недавно хоронили родных, дороже стоят места, что расположены ближе к входу, кроме того, имеет значение соседство.

- Нам сказали: вот тут можно бесплатно, но здесь одни бомжи лежат, - продолжает рассказ женщина. – Даже тут имущественный ценз!

А свободная земля на казанских кладбищах, похоже, всё-таки есть. Говорят, скоро участки по коммерческой цене можно будет приобрести даже на Арском кладбище. Вот только стоить каждый из них будет не 45 тыс. рублей, а гораздо дороже...

Деньги в топку

Изменит ли ситуацию новый погребальный комплекс (христианское и мусульманское кладбища плюс крематорий), который планируют построить в районе деревни Званка Пестречинского района? О том, что место для него уже выбрано, стало известно ещё в феврале на внеочередной сессии Казанской гордумы. Но, как сообщили «АиФ Регион» в мэрии города, земля под некрополь почему-то до сих пор не отведена. По данным министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, эта территория  находится  в  ведении ОАО «Татспиртпром» и компания дала согласие передать её  в  ведение города.  Правда, неясно, на каких именно условиях. А значит, не исключено, что появление новых кладбищ приведёт к повышению стоимости участков.

Кстати, однозначного решения, нужен ли городу крематорий, до сих пор нет. Кого-то пугает само слово «крематорий», кто-то боится повредить свой «храм души», кто-то не уверен, что оправдаются инвестиции, которые придётся вложить в новое предприятие. Ведь некрополь с крематорием влетит республиканской казне в копеечку – на него планируют потратить от 350 до 550 млн рублей.

По мнению Марата Ишкина, кремация может частично решить проблему нехватки кладбищ, снизить нагрузку на них. В Москве и Санкт-Петербурге, к примеру, сегодня кремируется порядка 60% усопших.

 

Валентин Кострин

 

 

«Кремация позволяет более цивилизованно решать практически все проблемы, связанные с захоронением усопших, - говорит депутат Госсовета РТ Валентин Кострин. - Для урн с прахом не нужно много места. Их можно будет захоронить в стене-колумбарии. Близким покойных гораздо удобнее посещать кладбище в центре города, чем где-то «на выселках». 

«Кремация, на мой взгляд, исключит попадание в почву и воду инфекций, трупного яда, - высказывается коренная жительница Казани Тамара Сергеева. – Мне лично наши городские кладбища неприятны. Ограды лезут одна на другую, мусор, хамское отношение к могилам. Для меня посещение наших кладбищ всегда стресс. Я бы хотела, чтобы меня сожгли в крематории и пепел развеяли... К тому же крематорий  позволит сбить ажиотаж вокруг сферы ритуальных услуг, уменьшить суммы, которые крутятся в этой сфере легально и нелегально». 

Мнение эксперта

Сергей Мухачев

Сергей Мухачёв, заместитель председателя республиканского совета Всероссийского общества охраны природы:

- Частично проблему нехватки земли для кладбищ может решить строительство крематория. Конечно, в том случае, если он будет построен, нужно будет принять меры против загрязнения атмосферы. Для работы крематория надо обеспечить достаточно высокую температуру горения, необходим большой расход газа. Если режим работы крематория отклоняется от оптимального, не соблюдается технология, то выделяется сажа, другие продукты, загрязняющие атмосферу. Но технические проблемы решить легче, чем изменить психологию людей. Для усопших большой разницы нет, как они отправляются в мир иной. Но есть определённые обы­чаи, традиции, которые влияют на предпочтения населения. У крематориев есть свои плюсы и свои минусы. Для того чтобы их оценить, можно провести социологическое исследование, а потом уже решать, что делать дальше.

Поскольку идею крематория поддерживают не все, новые земли под кладбища так или иначе придётся отводить. Выделение таких территорий предусмотрено в Генплане города. Отдавать под кладбища какие-то продуктивные сельскохозяйственные земли нецелесообразно, городские территории занимать – тоже. Но в Казани ещё остались земли, которые могут быть отведены под захоронения, - в районе Самосырово, например.

Как правило, кладбища засаживаются древесными культурами, там возникает сообщество растений, близкое к естественному. Там обитают не только птицы, но и зайцы, белки. Их можно видеть даже на Арском кладбище. Так что на экологическую обстановку в городе такие территории влияют, скорее, положительно. Традиционные кладбища гармонично вписываются в природную среду.

Знаменитости, похороненные в Казани

На Арском кладбище покоятся создатель неевклидовой геометрии Николай Лобачевский, знаменитый врач и первый историо­граф казанских татар Карл Фукс, архитектор, сформировавший стиль Казани, Фома Петонди, драматург Галиаскар Камал, поэт Хади Такташ.

Известный композитор Назип Жиганов, основоположник современного татарского музыкального искусства тоже похоронен на Арском кладбище. Рядом с ним - могила трёхкратного чемпиона первенства СССР по шахматам Рашида Нежметдинова. Его имя носит казанская школа шахмат и Мемориал среди шахматных школ России. Авиаконструктор Владимир Петляков спроектировал высотный истребитель ВИ-100, бомбардировщики Пе-2 и Пе-8. Он был арестован за организацию «русско-фашистской партии», освобождён за успешную разработку новой машины и даже получил Сталинскую премию.

Есть на Арском кладбище родовое захоронение династии выдающихся учёных-химиков Арбузовых. Уроженец Казани русский и американский художник, академик живописи Николай Фешин мечтал быть похороненным на родине и тоже покоится на этом кладбище.

Исчезнувшие некрополи Казани

- Старообрядческое Прилуцкое кладбище Поморского согласия XVIII - начала XX вв. находилось в 300 м к западу от современного ж/д вокзала.

- Кладбище булгарской знати XIII — XIV вв. на территории НИИ сельского хозяйства. Обнаруженная здесь эпитафия знатной женщине Алтын-Берте (Золотая Крупица), умершей в 1297 г., - древнейшая надпись, найденная на территории Казани.

- На кладбище Кизического монастыря (парк Дворца химиков) были погребены первый русский поэт-романтик Г. Л. Каменев, казанский губернатор граф И. А. Толстой, дед Л. Н. Толстого.

- Самое старое христианское кладбище Казани, армянское (XIV — XVI вв.) на выступе Третьей горы (ныне ул. Калинина).

- Мусульманское кладбище XVII — XVIII вв. на ул. Московской, между ул. Г. Камала и Парижской Коммуны-.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах