787

Кто виноват в незаконном завышении ОДН? Отвечает эксперт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Спецвыпуск ЖКХ 27/03/2013
Фото: АИФ

 - Ратмир Фаритович, какие задачи поставлены перед вашей комиссией?

Ратмир Шайдуллин

 

- Во-первых, необходимо понять причину завышенного ОДН в каждом конкретном доме. Ситуации тут бывают самые разные: от незаконных подключений расположенных по соседству шиномонтажей и других коммерческих структур до «ловкости рук» управляющих компаний. Бывает, что «химичат» и сами собственники квартир. Например, мы вскрыли несколько фактов, когда человек сауну у себя устанавливает, а о счетчике «забывает», и за его потребление платит весь дом… Среди основных причин увеличения расходов на общедомовые нужды - несоответствие проживающих числу зарегистрированных, отсутствие индивидуальных приборов учета, умышленное занижение некоторыми жителями показаний приборов, несанкционированное техническое подключение к инженерным сетям жилых домов, а также бесхозяйственное отношение к коммунальным ресурсам в общежитиях.

 

Во-вторых, в случае выявления нарушений со стороны управляющих компаний мы стремимся добиться перерасчёта для жильцов.

В-третьих, мы уже подготовили и отправили наши предложения по усовершенствованию системы начисления платежей за ЖКУ в министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ для последующей передачи их на федеральный уровень. Ведь завышения ОДН связаны и с несовершенством законодательства…. Дело в том, что после принятия постановления правительства РФ № 354 все расходы за общедомовые нужды стали распределяться по очень запутанной формуле, в зависимости от площади квартир. Если раньше за все «излишки» потребления платили те, кто по каким-то причинам не установил счетчик, то сейчас за них платят все. И получается: человек у себя дома и свет, и воду экономит, начисление по счетчику у него скромное, а вот сумма ОДН огромная. Конечно, это воспринимается как вопиющая несправедливость. А на местном уровне изменить ситуацию невозможно.

Но, насколько я знаю, голоса регионов, в том числе наша позиция, сегодня услышаны Минэкономразвития РФ, и оно готовится внести необходимые коррективы в это постановление. Так что, надеюсь, ситуация изменится. А мы со своей стороны продолжим борьбу с виновниками завышенных ОДН на городском уровне.

- Кто же, на ваш взгляд, виноват: УК или жильцы, не вовремя сдающие данные показаний счётчиков, неучтённые квартиранты? К кому у вас больше вопросов?

 

На заметку
Можно ли установить прибор учета отдельно на места общего пользования?

Отдельно на места общего пользования прибор учета установить можно, но в большинстве случаев только в качестве контрольного. Коммерческим (расчётным) этот прибор учёта будет, если в доме есть отдельный ввод, через который осуществляется электроснабжение общедомовых нужд.

По данным ОАО «Татэнергосбыт».

 

- Есть случаи, когда УК сами допускают нарушения при расчётах. Одну из первых проверок мы провели в УК Советского района – ООО «УК ЖКХ «Гвардейская». Там в течение года по 9 многоквартирным жилым домам допускалось завышение по начислению платежей за холодное водоснабжение. В этих домах горячее водоснабжение бойлерного типа, централизованного горячего водоснабжения нет. При этом объём воды, указываемый в строке счёта-фактуры «холодная вода для нужд ГВС», повторно включался в состав строки «холодная вода», что приводило к частичному удвоению объемов фактически поставляемой в дома холодной воды.

Кроме того, анализ деятельности этой УК и её поставщиков показал, что при проведении капремонта жилых домов в 2011 году директор УК привлёк по договору подряда на 11,2 млн руб. строительную компанию, в которой он являлся одним из учредителей. Сейчас анализируются документы по выполненным объемам работ с целью выявления нарушений.

А после нашей проверки ООО «УК ЖКХ «Гвардейская» был сделан перерасчёт по услуге «Холодное водоснабжение для нужд ГВС» на 300 тыс. руб.

- Как наказали эту УК?

- Мы передали материалы проверок в правоохранительные органы. Там было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но это не значит, что вопрос закрыт: обжалование этого постановления – в рамках компетенции прокуратуры, которая сегодня с большим вниманием следит за соблюдением прав жильцов… А пока по результатам нашей проверки сами критикуемые нами компании провели внутреннее расследование, в результате которого директор и экономист Единого расчетного центра «Гвардейская» были уволены, заместителю директора УК ЖКХ «Гвардейская» объявили выговор с лишением премии.

- А более радикальные меры принять нельзя? 

- У исполкома нет таких полномочий. УК работают в организационно-правовой форме ООО и не обязаны отчитываться перед нами. По Гражданскому кодексу исполком не имеет права вторгаться в их коммерческую деятельность. Мы можем только осуществлять мониторинг, анализировать, давать рекомендации. Тем не менее ситуация потребовала, чтобы мы активно за эту проблему взялись.

Кроме нарушений со стороны УК проверки выявили проблемы, возникающие по вине жильцов. Огромное количество «нулевых» квартир, где никто не зарегистрирован, а на самом деле там живут 5-6 и больше человек. В итоге весь потребленный ими объём ЖКУ распределяется на всех жильцов дома.

Выявляется много случаев искажения показаний жильцами. Мало того что они предоставляются несвоевременно, так их ещё и занижают всячески. В итоге люди сами себя обманывают. Беда в том, что население пассивно, людей беспокоит только их счёта-фактуры. Не было бы ОДН, никто бы не беспокоился, что кто-то чужой в соседней квартире там живёт, показания счётчиков искажает.

Что касается УК, то с их стороны необходим более тщательный контроль: они должны постоянно проводить обследования, свое­временно выявлять утечки, несанкционированные подключения. Нами были выявлены десятки несанкционированных подключений по электроснабжению, по воде – магазинов, ларьков, офисных помещений. Тут вопрос скорее к правоохранительным органам: мы направляли им обращения, но, к сожалению, уголовные дела не возбуждаются. Потому что возникает много процессуальных вопросов: необходимо доказать умышленное хищение, то, что есть крупный размер причинённого ущерба и т.д. В общем, это клубок проблем.

 

На заметку
ОДН могут достичь показателей в 50-60 рублей. Это уже произошло в трёх домах Ново-Савиновского района, на 100% оснащенных приборами учёта с возможностью дистанционного съёма показаний.

В Казани разработан пилотный проект по оснащению жилых домов поквартирными приборами учёта, передающими показания дистанционно в оперативном режиме. Благодаря этому в трёх экспериментальных домах на базе УК «Уютный дом» (по пр. Амирхана 8а, ул. Воровского, 11, и пр. Ямашева, 32) начисления за ОДН удалось свести к минимуму. А всё потому, что каждая квартира оборудована счётчиками, дистанционно передающими данные по радиочастотам в специально оборудованный для этого диспетчерский пункт.

По словам гендиректора УК «Уютный дом» Марата Нуриева, система позволяет избежать каких-либо искажений при учете потребления ресурсов. Показания снимаются одновременно с общедомового прибора учёта и со всех поквартирных. Жителям нет необходимости тратить время и силы на передачу данных, дозваниваться в УК, неправильное снятие показаний при этом исключается.

Итоги эксперимента по результатам использования дистанционных счётчиков будут подведены в течение ближайших месяцев.

 

- Кто, как не вы – представители власти, должны распутать этот клубок?

- По итогам нашей работы перерасчёты платежей сделали почти все крупные УК Казани. В ряде домов ОДН уже снижен.

На наш взгляд, для решения этого вопроса необходим скорейший переход на прямые договоры между населением и ресурсоснабжающими организациями - Энергосбытом, Водоканалом. Тогда УК будут отвечать только за оказание жилищных услуг. В других городах России такая практика давно есть. Мы не можем добиться этого, потому что коммунальные поставщики не хотят переходить на прямые договоры. Им гораздо легче взыскать 100% платежей с управляющей компании, а не с населения.

Но не надо забывать, что Жилищный кодекс предусматривает различные формы управления, в том числе и непосредственное управление жилым домом: когда никаких УК или ТСЖ нет, а есть совет многоквартирного жилого дома, который сам всем управляет. Это реальный выход из ситуации: жильцы сами всё видят, сами во всём заинтересованы, сами всё контролируют. Если надо кого-то нанять - наймут сами.

- Какие ещё советы вы можете дать по результатам проверок?

- Первое, что надо сделать: индивидуальный прибор учёта должен стоять в каждой квартире, второе – сдавать показания прибора учёта нужно в конкретную дату ежемесячно, третье – нужен контроль за количеством проживающих в тех квартирах, где идёт начисление по нормативу, то есть там, где нет счётчиков. Четвертое – необходимо следить за состоянием общих коммуникаций и требовать от УК принять меры по их ремонту. Если население само не заявляет о своих правах, УК не станет работать лучше. Если жильцы недовольны работой УК, надо на общем собрании принять решение о смене УК.

- Жильцы должны то, другое и третье. А УК ничего никому не должна? Получается игра в одни ворота…

- УК должна максимально раскрывать свою информацию. Когда мы анализировали финансовую деятельность УК, столкнулись с тем, что у них работает большое количество субподрядчиков. На уровне самой УК всё более-менее прозрачно. А вот на уровне субподрядчиков мы периодически выявляем различные хитрые схемы. То есть завышение платежей происходит не на уровне УК, а на уровне субподрядчиков. Все эти подрядчики - тоже ООО, коммерческие организации, они не обязаны раскрывать перед нами свою информацию. По этим фактам мы тоже направляли материалы в правоохранительные органы, и УБЭП тоже занимается этими вопросами.

Для здоровой конкуренции нужна конкурсная основа для выбора подрядчиков. А пока получается, что УК сами своих подрядчиков нанимают. Нередко бывает, что у них общий учредитель, или директор подрядчика может быть учредителем УК. Это также формирует почву для завышения платежей по ЖКУ.

- Что делать жильцу, если УК не раскрывает информацию, а цифры в счёте-фактуре растут?

- Самое эффективное – обратиться в прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования: привлечь УК, не раскрывающую информацию, к административной ответственности. У исполкома таких полномочий нет. С 1 января 2013 г. наконец-то введена новая норма в Жилищном кодексе РФ – нам предполагается дать полномочия по муниципальному жилищному контролю в части тех квартир, которые находятся в муниципальном жилищном фонде. Но опять возникает проблема: каковы будут полномочия проверяющих? К тому же этих квартир не так много – порядка 15 %. А что делать с остальным фондом, который уже является частным?

- Как вы относитесь к идее реформировать УК в МУПы?

- Эта идея не лишена смысла. Мы этот вариант тоже изучаем. Но здесь важно просчитать экономику: насколько МУПы смогут удешевить жилищные услуги, смогут ли они конкурировать с коммерческими организациями. К тому же нельзя сказать директору УК: «Закрывайся – завтра будет работать МУП». Никого нельзя заставить уйти с этого рынка. Любая УК выбрана жильцами, они заключили с ней договоры. На мой взгляд, здесь нужны какие-то конкурсные процедуры: главное – качественное оказание услуг по низкой цене для населения. А кто будет их оказывать: МУП или ООО – уже второстепенно.

- Президент РТ поставил задачу: в марте нормализовать ситуацию по ОДН, расходы не должны превышать 20% от потребления дома. В Зеленодольске, например, все проблемы с ОДН обещают снять в течение марта. Почему бы не организовать тотальную проверку в Казани?

- Мы одними из самых первых в РТ начали заниматься этой проблемой. Тотальная проверка в Казани уже идёт. В каждом районе по фактам завышения ОДН работают специальные комиссии, в составе которых специалисты Комитета ЖКХ, администраций, УК, поставщиков коммунальных услуг и представители жильцов.

В Ново-Савиновском и Авиастроительном районах на контроле в феврале находились 465 домов. На начало марта их число сократилось до 378 (из них 165 домов – по вопросам электроснабжения, 138 – по холодному водоснабжению и 75 – по горячему водоснабжению). В результате проверок в 4 тыс. лицевых счетов внесены исправления в соответствии с числом проживающих в квартирах.

В Кировском и Московском районах было зафиксировано 29 домов с заявками по холодному водоснабжению, 60 домов – по электроэнергии. Кроме того, в 422 квартирах было установлено несоответствие числа проживающих количеству зарегистрированных граждан.

В Приволжском и Вахитовском районах в феврале члены комиссии обошли 230 домов. Всего в районе на конец прошлого месяца было зафиксировано снижение количества жалоб на 40%.

В Советском районе в ходе обследования были выявлены 195 случаев умышленного занижения показаний индивидуальных приборов учета. Кроме того, специалистами составлено 2903 акта по фактам незаконного проживания, а всего было выявлено 4438 незарегистрированных квартирантов.

Мэр Казани поручил еженедельно обновлять информацию о фактах завышения начислений за ОДН. Думаю, что мы не просто дойдем до каждого проблемного дома, но и будем возвращаться к анализу ситуации в нем снова и снова.

 
 
 

 

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах