aif.ru counter
1908

Евгений Сатановский: «Ситуация в Татарстане пока не дошла до состояния войны, но к ней всё готово»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-Татарстан 15/08/2012
Фото: АИФ-Казань

«Рядом с ними жить нельзя»

- Евгений Янович, каковы, на ваш взгляд, мотивы терактов против религиозных деятелей в Татарстане? Версии высказываются разные: коммерческий конфликт, происки силовиков против мусульман, профессиональная деятельность Якупова и Файзова и даже «рука Москвы»…

Евгений Сатановский

 

- Какой смысл Москве в очередной раз заниматься взятием Казани? После того, как это один раз – примерно 500 лет назад – произошло, нет более интегрированной во властные структуры России этнической группы населения, чем татары. Более близкой к русским группы населения в стране не существует. Не хотелось бы, чтобы возникла стена, которая отделила бы Татарстан от всей остальной страны, а татар – от всего остального населения. Но в такого рода силы сейчас выстраиваются люди, отучившиеся и прожившие несколько лет в Саудовской Аравии. Судя по данным, которые предоставляют эксперты из Татарстана, сегодня на территории республики около 3 тыс. салафитов, ими захвачены более 10 серьёзных мечетей.

Справка
Салафизм («предки, предшественники» - арабск.) — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины. Главный догмат салафитов — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Жить рядом с этими людьми нельзя. К огромному сожалению, это не получилось нигде, ни у кого, ни в какой стране. Исповедовать рядом с ними другие толерантные типы ислама невозможно. Если им это нравится, они могут собраться и уезжать в Саудовскую Аравию. Где могут жить без христиан, без иноверцев, без атеистов и приводить в действие тот радикальный, дикий, варварский ислам, который нигде кроме территории Неджа не существовал до той поры, как Абдель-Азиз ибн Сауд в 20 - 30 гг. прошлого века, опираясь на ваххабитских улемов, не завоевал добрую половину нынешнего Аравийского полуострова. В этом плане то, что только начало происходить в Татарстане, - результат 20 лет попустительства властей, потери контроля на местах, рассказов, как всё замечательно, коррупции, а также иллюзий нашего населения, и не только Татарстана, что свет в окне – где-то далеко: если послать детей учиться неважно в какое заведение за границу – они будут более образованными и приспособленными к жизни, чем их родители. Это в полной мере связано и с системой организации хаджа. Ваххабитская проповедь делает людей, которые следуют этому канону ислама, врагами своих родителей, своих близких, соседей. Она однозначно всегда нацелена на это и ничем другим не может стать. В Татарстане местный исламский истеблишмент, что называется, проснулся и попытался бороться, хотя и слишком поздно, с этой раковой опухолью, и произошло то, что произошло.

Досье
Евгений САТАНОВСКИЙ - один из ведущих российских экспертов по Ближнему и Среднему Востоку. Президент и основатель Института Ближнего Востока. Родился в 1959 г. в Москве. Окончил Московский институт стали и сплавов. Кандидат экономических наук. Женат, двое детей.

- Ваши прогнозы дальнейшего развития событий в Татарстане?

- Ситуация сегодня не дошла до состояния войны, но к ней всё готово. Это как рак: вы живёте и чувствуете себя замечательно, а потом можно сгореть за неделю. И никто не может понять: вам было так хорошо, а вы уже умерли…

Инфраструктура джихада в Татарстане построена на уровне, который не существовал в Чечне к началу Первой Чеченской войны. В республике складывается система джамаатов, лесных бандформирований, система салафитского ваххабитского подполья, готовая к действию, контролирующая значительную сумму финансов, вооружённая, достаточно хорошо связанная с так называемым Зелёным Интернационалом (Международная организация, задуманная как мировая фундаменталистская политическая альтернатива Организации Исламской конференции. Противопоставляет себя странам запада). В афгано-пакистанском пограничье, джамаате «Булга» воюет достаточное количество этнических татар и башкир, имеющих тесные связи с ячейками салафитов по всему Ближнему и Среднему Востоку, в том числе и с системами, ведущими бои против шиитских племен Хауси в Йемене и на других фронтах салафитского джихада. Эта система готова к сепаратистским мятежам, к отделению Татарстана от России и установлению там шариатского государства. Что является основной целью «Хизб ут-Тахрир» и всех остальных группировок такого рода. Те из салафитов, кто не пойдет в партизаны, будут базой этой партизанщины. Такой стандарт есть везде. Если салафитская деятельность всегда и повсюду приводит к таким результатам, почему в Татарстане – в единственном случае на планете она вдруг к ним не приведет?

5 августа в Казани прошел митинг против арестов мусульман по делу о терактах против духовных лидеров республики. Участники держали в руках флажки, которые пройдут экспертизу на экстремизм.

Начинают богатые

- Но Татарстан, уверяют эксперты, в отличие от Чечни – самодостаточный, очень успешный в плане экономики регион: у нас нет условий для «чеченского сценария».

- Любой бунт, мятеж, революцию, джихад начинают богатые и очень богатые люди. Никогда их не начинают бедные. Чем выше уровень жизни населения, тем выше опасность революционных, джихадистских и иных выступлений. Усама Бен Ладен был миллиардером. Значительная часть полевых командиров по всему миру – люди крайне состоятельные. Салафитами становятся не от нищеты – это вполне состоятельные и состоявшиеся люди. Люди, находящиеся в религиозном поиске, находящиеся в состоянии достаточно благополучном, чтобы посылать своих детей в Саудовскую Аравию на обучение, что и служит основным предметом для появления у вас такого рода ячеек.

Сила коммунизма была в том, что это была квазирелигиозная идея. А салафизм – не просто идея, а идея с инфраструктурой (хаджем, в рамках которой пропагандируют, литературой и т. п.). «Ислам запятнан, его надо очищать – возвращаться к чистому исламу времён далёких предков» - под эту идею существует мощнейшая саудовская и катарская пропаганда, в которую вброшено денег больше, чем вбросил СССР в пропаганду социалистических идей.

- У нас нет гор, где могут укрыться боевики, республика расположена в центре России.

- То, что происходит в Афганистане или Чечне, - исключение из правил ведения джихада в современных условиях. В горы террористы уходят, когда их вышибают из городов. Ячейки такого рода создаются не в горах, а в населённой местности. Современный джихад ведётся в урбанизированном обществе, и борьба с городским подпольем - значительно более сложный вопрос, чем борьба с группировками, вытесненными в лесную, горную, сельскую местность.

До последнего метастаза

- Как избежать негативного сценария развития событий?

Единственное, что можно сделать, - полностью взять ситуацию с радикалами под контроль. Радикальных движений на территории Татарстана быть не должно. Их приверженцы не должны иметь право на исполнение функций в рамках религиозных объединений, они не могут контролировать мечети, не должны издавать свою литературу, тем более что она запрещена на территории всей страны. Это раковая опухоль, нельзя оставлять ни одного метастаза. Посмотрим, насколько руководство Татарстана, татарстанские силовики готовы к ситуации превентивного удара, именно удара – другого здесь не может быть. Привычка арестовать одного, двух, трёх и сказать: «Мы решили проблему», которая, кстати, для всей России характерна, здесь не поможет. Это прорастёт опять – нужна ежедневная, на протяжении длительного времени работа по отсечению всего негатива и что гораздо сложнее - ежедневная, на протяжении длительного времени работа по прорастанию позитива.

- Вы не сгущаете краски?

- Когда в Петрограде шла революция, дамы и господа ходили в театры, не обращая на неё внимания: «Мало ли что там происходит с этим Временным правительством смешным!» Когда Гитлер пришёл к власти в Германии, евреи пожали плечами и сказали: «Ну что поделать? Бывали и худшие времена. Придётся терпеть». Тогда ещё не было ни ГУЛАГа, ни Освенцима. А потом они вдруг откуда-то возникли. Причем исключительно быстро. Такие процессы всегда идут с бешеной скоростью. Важно их опередить.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах