167

Моторы для Победы. Вклад работников КМПО неоценим

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Татарстан 09/05/2012

История Казанского моторостроительного производственного объединения неотделима от истории всей страны и показательна как пример героизма советских людей.

В тяжелейших условиях первой военной зимы родился коллектив моторостроителей. В недостроенных цехах, греясь у костров и печей, они только за первые дни войны запустили около полутора тысяч станков, к которым встали подростки, женщины и те немногие рабочие, которых не отпустили на фронт. Многие сегодняшние ветераны до сих пор помнят знаменитые лозунги военного времени: «Всё для фронта! Всё для Победы!», «За себя и того парня, ушедшего на фронт!» Более 2 тыс. квалифицированных рабочих в 1941 году ушли на фронт. А те, кто остался в тылу, работали, как минимум, за двоих.

Преодоление

14-летним парнишкой в сентябре 1941 года пришёл на завод и Андрей Трусов, проработавший здесь до самой пенсии.

- В таком возрасте на завод брали крайне редко, - вспоминает ветеран. – Но за меня похлопотал дядя, сходив на приём к председателю райисполкома Ленинского района, где мне и выписали временное направление на работу. Андрей начал осваивать профессию слесаря. Ни опыта, ни знаний у вчерашнего школьника с шестью классами образования, конечно, не было. А поблажек не было никому.

Трудности были не только производственного характера, но и бытового. Жил Андрей далеко от завода, у родственников. Трамваи ходили редко и были переполненными. Кто уцепится за ручку транспорта и едет на последней ступеньке, кто на крышу трамвая заберётся. Пока доедешь, околеешь от холода. Решил парнишка перебраться в общежитие.

- Отопление там было печное, дров для обогрева катастрофически не хватало, - вспоминает А.Трусов. - Да и, по правде, некогда было: всё время на работе. Придёшь и скорее спать. Но в жуткий холод попробуй заснуть! Возьмёшь с соседней койки матрац, укроешься им и как-нибудь заснёшь. Утром к умывальнику, а там вода покрыта коркой льда.

Холодно было и в цехах. Рабочие грелись чаще всего в термическом цехе или костры на улице разжигали. Было крайне тяжело. Постоянное чувство голода, неимоверная усталость. Работали, как минимум, по 12-18 часов без выходных. Иногда сутками не уходили с завода, всё делалось для Победы!

В 1942 году под руководством легендарного директора завода Макара Лукина моторостроительный завод удвоил выпуск моторов М-105 для пикирующих бомбардировщиков. Через год ещё в полтора раза увеличил выпуск необходимой фронту продукции.

Один двигатель в час

Большую роль в успехах завода в те трудные военные годы сыграло внедрение в производство 32 поточных линий. В механических цехах были переставлены все основные станки, организованы поточные линии. В сборочном производстве впервые в СССР был смонтирован конвейер для сборки двигателей. Через каждые 50 минут с него сходил собранный двигатель. Моторы М-105 различных модификаций устанавливались на всех истребителях Яковлева, ЛаГГ -3 и на бомбардировщиках Пе-2. Всего за годы войны на КМПО было изготовлено 18 126 таких моторов.

Моторостроители поставляли на фронт не только двигатели, но и оказывали благотворительную помощь. Так, например, было собрано для бойцов Красной Армии и партизан 569 тыс. рублей и отправлено свыше 3680 тёплых вещей, семьям военнослужащих - 458 тыс. рублей и 2000 вещей, на восстановление Сталинграда - 250 тыс. рублей. Один миллион рублей был собран заводчанами для строительства авиаэскадрильи имени Героя Советского Союза Марины Расковой.

Великий день

…Сообщение о Победе Андрей Алексеевич Трусов услышал, как и все, по радио.

- 9 мая 1945 года мы, как обыч­но, вышли на работу, - рассказывает он. - На территории завода состоялся большой митинг. Собралось много народа: рабочие, руководство. Всех нас поздравили с Победой и объявили выходной день. После митинга мы собрались в бытовке, накрыли стол и, конечно, отметили такое грандиозное событие. Были и слезы, и радость! Ведь почти в каждую семью война принесла горе…

Вклад в Победу казанских моторостроителей был по достоинству оценен страной. Завод был награждён орденом Ленина и переходящим Красным Знаменем ГКО СССР, которое было отдано моторостроителям на вечное хранение. 269 заводчан за свой труд в годы войны были награждены орденами и медалями. Директор завода Макар Лукин одним из первых в республике был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Андрей Алексеевич тоже получил первую правительственную награду «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Позднее он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, званий «Заслуженный машиностроитель ТАССР» и «Почётный ветеран Российской Федерации».

После войны А.Трусов продолжил трудиться на заводе. Окончил техникум, затем институт. Работал заместителем начальника цеха, потом руководителем подразделения. Все 55 лет в одном трудовом коллективе, в одном цехе. Уже на пенсии он был избран председателем Совета ветеранов Авиастроительного района, где успешно работал на протяжении 10 лет.

Андрей Алексеевич высоко оценивает поддержку и внимание администрации КМПО к ветеранам предприятия. Ежегодно ветераны имеют возможность отдыхать в заводском профилактории, поправить здоровье в республиканских санаториях. Ветераны на заводе живут активной, полноценной жизнью. Ежемесячно посещают собрания, где узнают заводские новости, концерты участников художественной самодеятельности, праздники. Их никогда не забывают.

- А что ещё нам надо? – спрашивает и тут же отвечает на свой вопрос ветеран: – Здоровья, внимания близких и товарищей! Это у нас, слава богу, есть!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах