В западне – без возможности подъехать к своим домам оказались татарстанцы, живущие в частном секторе. На месте бывших дорог вдруг возникли чужие владения, ограждённые заборами. Имеют ли право новые «хозяева» улицы требовать плату за проезд, кто должен защищать дорогу от посягательств и каковы шансы вернуть подъезд к своему дому, выяснял «АиФ-Казань».
Вход запрещён!
Шесть семей в казанском посёлке Восточный остались без дороги, когда соседи по «дачной амнистии» присоединили проезжую часть к своему участку. «Хозяева» установили ворота поперёк ул. Рассветной и закрыли их на ключ.
«Генплан определяет только направление развития, - поясняет завкафедрой градостроительства и планировки сельских населённых мест КГАСУ Александр Дембич. - Другое дело - проекты планировки территории, которые определяют точные трассы дорог. Если такого проекта нет, то последствия могут быть серьёзные. А этих проектов почти нигде нет. Как нет нигде, кроме Казани, и нормативов, по которым к каждому дому должен быть проезд определённой ширины. Без этих документов поселковые дороги не защищены».
Жителям ул. Рассветной предложили платный сервитут. За то, чтобы ездить домой по чужому участку, они должны заплатить новым хозяевам дороги около 400 тысяч рублей. В управлении архитектуры Казани уточнили, что установить бесплатный (публичный) сервитут невозможно, так как его накладывают только в интересах местного самоуправления или всего местного населения, а не нескольких семей. То, что забор перекрывает жителям посёлка дорогу к реке, никого не волнует.
Не может добиться проезда к своему участку и Ильхамия Шакирова из Зеленодольска. Между дорогой и землёй женщины возник новый надел. «Хозяин перегородил проезд и отнял около трёх соток от общей дороги», - возмущается она.
Платный «проездной»
Получить сервитут дело сложное. Простым татарстанцам с начала года их предоставили всего 9 раз. А уж бесплатный сервитут - вообще редкость. «Исключение могут сделать, только если сервитут нужен для обслуживания недвижимости, но и то лишь когда участок, через который будут ходить, предоставлен в безвозмездное пользование, а не находится в частной собственности, - пояснили в прессслужбе Кадастровой палаты по РТ. - То есть обязать соседа открыть проезд для вашей машины бесплатно не получится (ст. 23 Земельного кодекса РФ). Максимальная стоимость сервитута не нормирована».
Если на месте участка соседа была дорога, то это надо доказывать в суде. Пригодятся материалы инвентаризации, генплан, проект планировки территории. Возможно, на их основании вы сможете вернуть дороге прежние очертания, советуют в Кадастровой палате по РТ.
«Захватить дорогу проще, чем доказать, что раньше проезд был, - признаёт доцент Института транспортных сооружений КГАСУ Ринат Губаев. - Контроля за сохранностью проездов к домам нет, хотя за этим должны следить местные власти. Иначе никто бы не пытался отстроить себе палисадник на дороге или ставить забор, игнорируя красные линии. Чиновники спускают всё на тормозах, лишь бы уйти от разбирательств. А люди вынуждены за них разрешать земельные споры в суде».