Примерное время чтения: 7 минут
3490

Интеллект-клуб. Как в Казани играют во «Что? Где? Когда?»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Татарстан 07/04/2015
Фото предоставлено казанским клубом «Что? Где? Когда?» / АиФ-Казань

Постепенно игрой «заразилась» вся страна, любительские клубы появились в разных городах СССРВ Казани это интеллектуальное движение существует почти два десятка лет и абирает популярность.

Как всё начиналось

«Шел 1996 год, - рассказывает Ренат Хайбуллин, старожил казанского клуба «Что? Где? Когда?». – Министерство по делам молодежи вместе с Лигой студентов решили освоить новое направление и провели соревнования по брейн-рингу среди студентов. Очко зарабатывала та команда, которая быстрее остальных ответит на вопрос ведущего. Несмотря на то, что это тоже интеллектуальная командная игра, от настоящего «ЧГК» она была далека. Студенческие команды из разных вузов собирались раз в полгода, их состав был непостоянным. Да и требовалась в игре скорее скорость реакции, чем умение логически мыслить. Клубы «Что? Где? Когда?» в вузах начали возникать немного позже, в первый раз в Казани сыграли в 1999 году, на соревнования записалось несколько команд. Однако регулярные турниры появились только в 2005 году».

Фото: АиФ-Казань/ Фото предоставлено казанским клубом «Что? Где? Когда?»

Поначалу игры в Казани действительно походили на собрание одноклубников-единомышленников. Играли всего 10-12 команд. Спортивный турнир по «Что? Где? Когда?» проходил, и по сей день проходит не в том формате, который привыкли видеть зрители на экранах телевизоров. Если в телеверсии на каждую команду отводят всю передачу, то в Казани все команды играют одновременно. Ведущий зачитывает вопрос, задача игроков – за минуту успеть придумать ответ и записать его на бумаге. Затем бланки с ответами проверяет жюри.

Если в передаче с Ворошиловым максимальное количество вопросов -11, у любительского «ЧГК» стандартно 36 вопросов. Через каждые 12 вопросов игрокам дают отдохнуть, в перерыве они могут оспорить ответ, если жюри зачло его неправильно. Сейчас желающих «блеснуть умом» стало так много, что команды начали делить по лигам: в первой лиге играют 50-60 команд по 6 человек, в премьер-лиге 32 команды. Каждая лига играет раз в две недели. Крупные соревнования часто открывает самый известный знаток клуба - Александр Друзь. За все время существования клуба в Казани побывали, пожалуй, все «звёзды» – Максим Поташев, Анатолий Вассерман, Борис Бурда и другие».

«Мы тоже задаем вопросы и с «черными ящиками», - говорит Ренат Равилевич. - А вот музыкальные паузы у нас проходят с меньшим «шиком», можем просто включить аудиозапись. На серьезные соревнования приглашаем музыкантов, струнные квартеты, например».

Фото: АиФ-Казань/ Фото предоставлено казанским клубом «Что? Где? Когда?»

В поисках вопросов

В Казани за 20 лет существования ЧГК состав вопросов сильно изменился. Раньше, для того чтобы подготовить задания, знатоки-составители искали интересные факты в энциклопедиях. И хотя для игры требовались обширные знания во многих областях, логику вопросов-ответов старались сделать прямой. Например, игроков просят назвать три самых крупных города в Российской империи на начало XX века. Москву и Санкт-Петербург называют сразу. А вот третий город – Варшаву – вспоминают не все. Ведь сейчас этот город – столица Польши, и он не входит в состав России. Когда всё только зарождалось, было много неизвестных фактов.

«Сейчас для тех, кто играет больше 10 лет, эти знания кажутся очевидными, - говорит Ренат Хайбуллин. - Чтобы придумать изящный вопрос, составители прибегают к игре слов и «подковыркам». Например, один из самых простых: «Её рост 173 см, но кто ее мерил? О ком идёт речь?» Ответ: об актрисе Мерил Стрип. Здесь игрокам нужно не искать очевидный ответ, а подойти к решению с другой стороны. Вопросы стараемся составлять на основе популярных областей знаний, чтобы не создать репутацию закрытого сообщества. Наша задача – распространять знания, они не должны быть элитарными. Поэтому и присоединиться к нам легко: достаточно просто прийти на тренировку команд или собрать свою команду».

Мало кто знает, что с 2002 года ежегодно проходят чемпионаты мира по игре «Что? Где? Когда?».

«Самое главное достижение для команды - победа в интеллектуальном чемпионате мира, - говорит Айрат Мухарлямов, главный тренер школьных казанских команд. – Пока таких высот казанским знатокам достичь не удалось. Да и немудрено: чтобы стать чемпионом, надо этим жить. Любопытно, что основные соперники в таких крупных соревнованиях – это выходцы из стран бывшего СССР. К сожалению, студенческие и взрослые команды в Казани не играют на таком уровне.

Прорыв делают школьные команды, в городе насчитывается почти 200 команд. Сейчас казанцы – действующие чемпионы России по игре в «ЧГК», в этом году мы снова поедем на соревнования, надеемся подтвердить статус».

Фото: АиФ-Казань/ Фото предоставлено казанским клубом «Что? Где? Когда?»

Из истории

В первых ТВ-выпусках передачи Ворошилова участие принимали две семьи – Ивановы и Кузнецовы из Москвы. Снимали программу частями, сначала в гостях у одной семьи, потом у второй. В 1976 году передача стала «телевизионным молодежным клубом», участниками её были студенты МГУ.

Несколько лет подряд передача «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском ТВ, где показывали клипы зарубежных популярных исполнителей.

Телезрителям долго не озвучивали, кто ведет программу. Только в 23 апреля 1980 года, спустя пять лет после первого эфира, в конце передачи объявили имя ведущего – Владимир Ворошилов.

Термин «знаток» впервые появился в 1979 году. Изначально специального названия для игроков не существовало.

Формат ТВ-игры окончательно определился в 1982 году. По новым правилам игра стала продолжаться до шести очков. Появилась и «фирменная» фраза ведущего перед стартом: «Счет 0:0. Знатоки против телезрителей. Первый раунд».

Первые вопросы для программы были придуманы самим Владимиром Ворошиловым и редакторской группой. Команда телезрителей появилась только в 1977 году. Тогда же появилась минута на обсуждение, за каждый правильный ответ игрокам вручали книгу, а за победу в игре – комплект книг. После неверного ответа менялась вся шестерка игроков. Ответы знатоков оценивало жюри - академик АМН СССР О. Бароян, член-корреспондент АН СССР В. Гольданский и писатель Д. Данин.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах