aif.ru counter
2455

Секреты автогонщика: как не попадать в аварии на казанских дорогах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ-Татарстан 20/01/2015
Фото из личного архива. / АиФ-Казань

Наперегонки

- Дарья Ходик, АиФ-Казань: Олег Юрьевич, как вы пришли в автоспорт?

Олег Шатов: Я за рулем с 13 лет. Увлекался автоспортом, но время, когда можно было активно развиваться, пришлось на перестройку и развал Союза. Автоспорт тогда загибался. Я занялся телевизионной журналистикой, ездил с автогонщиками на соревнования и однажды познакомился с Эрнестом Цыганковым, заслуженным тренером России по автоспорту.

Плодом нашего сотрудничества стало создание Казанской школы высшего водительского мастерства в 1997 году. С 1998 год мы начали работать по программам контраварийной подготовки водителей, а параллельно занялись развитием в республике забытого любительского автоспорта. «Профессиональный» автоспорт – удовольствие не из дешёвых и для большинства автолюбителей недоступно. Они приходили к нам. Никакими стандартами мы не руководствовались, сами придумывали упражнения. Проводили соревнования по автомногоборью, развивали новые для республики и города виды автоспорта - джип-триалы, любительское ралли третьей категории.

А лет пять назад я и сам увлекся дрифтом – очень зрелищным видом автоспорта, который появился в России в 2007 году. (Дрифт - техника прохождения поворотов в управляемом заносе на максимально возможной скорости. – Прим.авт). Дебютировал в «Формуле дрифт» спустя два года. Правда, первый старт получился провальным. Зато следующую гонку я выиграл. С 2010 года выступаю в РДС - профессиональной российской дрифт-серии. Единственный, можно сказать, представитель нашей республики в этом виде спорта.

- Много участников набирается на ваших соревнованиях?

- До 60 человек участвует. Сейчас стало модно развивать бюджетный автоспорт - купить старые «жигули», вложиться в них, чтобы удовлетворять техническим требованиям к безопасности. Никакой дорогой резины, подвесок. Образовалась целая группа таких активистов, в их планах – проведение автогонок среди этого класса автомобилей.

Сейчас модно соревноваться на подержанных российских легковушках.  Фото: АиФ-Казань/ Мария Зверева

- Почему автоспорт не очень популярен, ведь любителей быстрой езды хватает?

- Если в хоккее спортсмены зарабатывают деньги, то в автоспорте в основном тратят. И не малые: помимо покупки автомобиля надо тратиться на расходные материалы, ремонт, содержание команды механиков. Дорого стоит экипировка. Сегодня этим видом спорта могут заниматься только состоятельные люди, у талантливых ребят из простых семей шансов практически нет.

Раз, два, три – поехали!

- Вы увлекаетесь экстремальным видом спорта. Насколько это опасно?

- Аварии в дрифте не столь часты, как в кроссе или зимних трековых гонках, когда некоторые гонщики меняют по несколько автомобилей за сезон. У меня за 5 лет занятий дрифтом было только 2 аварии и те не критичные – за пару часов автомобиль возвращали в строй.

Олег Шатов Фото: АиФ-Казань/ Фото из личного архива.

- Помогает ли автоспорт в работе?

- Конечно! Раз я тренер по вождению, учу людей выходить из критических ситуаций на дороге, то должен уметь и сам это все делать. Знание физики движения автомобиля позволяет водителю понимать, что происходит с ним и другими машинами на дороге. Уметь выходить из критических ситуаций – это, конечно, здорово! Но, может, лучше научиться в них не попадать? Больше пяти лет мы развиваем «защитное вождение» – это стиль вождения, позволяющий вообще не попадать в дорожно-транспортные происшествия. Не только по своей, но и по чужой вине.

- Как же уберечься от дураков на дороге?

- Есть общеизвестные правила, о которых водители знают, но почему-то не выполняют. Мотивировать человека выполнять то, что он знает – одна из задач тренера. Например, все знают, что надо соблюдать безопасную дистанцию. Сколько? Конкретно! Мы предлагаем определять дистанцию не в метрах, не в автомобильных корпусах, а в секундах. Т. е. ту точку, которую автомобиль впереди вас проезжает, вы должны проехать через 3 секунды. 2 секунды – минимум. «Ну это невозможно, кто-нибудь «влезет», - начинают нам возражать. А мы доказываем, что ничего страшного тут нет. Держать дистанцию намного выгоднее. Второй секрет – тронуться с задержкой. «Раз, два, три – поехали», т.е. на третьей секунде. Анализ ДТП на перекрёстках показал, что 90% их происходит в первые 3 секунды после смены сигналов светофора. Помимо этого, есть правила, в какое зеркало и когда смотреть, как распределять взгляд по дороге, как выбрать наиболее безопасную полосу и скорость. Простые вещи, казалось бы, все это знают вроде, но кто ж тогда бьется на дорогах?

- Считается, что в Татарстане водители агрессивно ездят.

- Согласен. Чем дороже автомобиль, тем более хамское поведение у его владельца на дороге. У нас, как бы цензурно сказать, наплевательская манера езды. На людей, на правила, на других водителей. В Москве включить поворотник - это норма поведения. А у нас? Мы же в магазине не расталкиваем всех локтями, а спрашиваем: «Разрешите пройти»?». Но когда эти же люди садятся за руль…

Фото: АиФ-Казань/ Фото из личного архива.

Об автошколах

- Почему выпускники автошкол не приспособлены к езде в городских условиях?

- Причин тому несколько. Хромает система подготовки педагогических кадров. На большинстве курсов повышения квалификации подход к обучению чисто формальный. Учат педагогике, психологии, но не вождению. Вот и обучают, кто во что горазд. Да и сами учащиеся виноваты – ищут, где подешевле, а качество, как известно, дешёвым быть не может. Да и нельзя, честно говоря, в автошколе обучить всему, что известно в области управления автомобилем. Недавно я читал предложения по введению в автошколе элементов контраварийной подготовки. Например, вращение на 360 градусов. То есть человека, который ещё не может тронуться с третьей попытки, предлагают научить вращаться. Да этот трюк не каждый мастер спорта может выполнить! Может лучше научить человека вообще не попадать в такие ситуации? За три месяца подготовить профессионального водителя в автошколе невозможно. Любой навык надо закреплять, а для этого нужно время. Я поддерживаю идею ступенчатого обучения. Закончил автошколу – получаешь временные права на год. Через год сдаёшь зачёт. Следующий – ещё через пару лет. Хорошо было бы проводить экзамен и для водителей, давно получивших удостоверения - ведь правила дорожного движения сейчас каждый год меняются, а многие годами их не открывают.

За три месяца подготовить профессионального водителя невозможно Фото: АиФ/ Евгений Зиновьев

- Сейчас некоторые депутаты предлагают выдавать права с 16 лет…

- Я считаю, чем раньше начинать учить, тем лучше. В 7 лет надо приучать ребенка к автомобилю, они впитывают все как губка. Сорокалетних обучать уже тяжело.

- Любого человека можно научить водить?

- Считается, что есть 10% тех, кому это не дано, 10%, кому это дано от бога, и 80%, кому надо этому учиться. Но у нас большинство считают, что попадают в категорию тех, кому это «дано от бога». Есть люди, которым лучше вообще не садиться за руль – они не могут сконцентрироваться, у них есть проблемы с координацией. Как известно, есть четыре психотипа. Так вот 75% водителей у нас - меланхолики. А это опасный психотип.

- Недавно в КоАП внесли изменения – с июля пешеходы обязаны носить светоотражающие элементы на одежде, чтобы их было лучше видно на дороге. Но мало кто из пешеходов об этом слышал…

- Потому что кто самый грамотный пешеход? Водитель! К сожалению, несмотря на то, что в правилах дорожного движения есть раздел для пешеходов, они не считают нужным их читать. Все знания ограничиваются тем, что пешеход имеет право переходить дорогу на зеленый свет. Но почему-то никто не знает своих обязанностей.

Фото: АиФ-Казань/ Фото из личного архива.

Не хочешь – заплатишь

- Городские власти часто предлагают неоднозначные инициативы – то запретить въезд в центр, то организуют платную парковку, чтобы освободить город от автомобилистов…

- Когда меня журналисты спрашивали о тех или иных инициативах, я бывало, отвечал: «Хорошо». А потом, когда видел, как это воплощается в жизни, хватался за голову. Взять хотя бы идею с автобусными полосами. Я думал, для автобусов построят отдельные полосы, как видел в Голландии. А оказалось, у нас фактически украли половину дороги. А автобусы продолжают по всем полосам маневрировать. Что касается парковок, мне непонятно, почему при строительстве домов не строится адекватное количество парковочных мест. Ведь понятно, что человек, который смог купить квартиру, наверняка имеет и автомобиль. Почему не обязать застройщика? Крайними остаются автомобилисты. Они как дойные коровы. К примеру, есть у человека спортивный автомобиль, на котором летом раз в месяц выезжает на гоночную трассу. А налог платит такой, как будто на нём каждый день ездит. В Германии все логично – налог включен в стоимость бензина. Чем мощнее машина, тем больше горючего она потребляет. А у нас ведь и налог возьмут, и еще в бензин его добавят.

Или отмена левых поворотов – идея отличная! Но почему повороты запретили, а мест для разворота не сделали? Иногда в поисках разворота приходится до 5 км по городу колесить! Мне сотрудник ГИБДД как-то сказал – это нормально, норматив для поиска разворота – 6 минут. Как в Европе. Тогда давайте как в Европе сделаем нормальную разметку и знаки!

- Какие советы по вождению в зимний период вы можете дать читателям?

Неважно зима или лето. Главное – уважать друг друга, быть снисходительными к другим водителями. Хороший водитель – это не тот, кто сам никогда не ошибается, а тот, кто может спрогнозировать ошибку другого и сгладить ее. Будьте вежливы на дорогах. Не стесняйтесь повышать свою квалификацию. Вождение автомобиля – это область, в которой нельзя достичь полного совершенства – к нему можно только стремиться. Можно плохо готовить, но нельзя плохо управлять автомобилем, ведь цена ошибки водителя – это жизнь и здоровье людей! Ну а поскольку зима в России длится без малого полгода, водитель должен уметь управлять автомобилем на скользкой дороге.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах