Примерное время чтения: 7 минут
515

Последний путь. Какие выводы были сделаны после крушения «Боинга»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Татарстан 18/11/2014
Руслан Ишмухаметов / АиФ-Казань

В Татарстане отмечают скорбную дату - год назад в казанском аэропорту при заходе на посадку разбился самолёт «Боинг-737». Почему до сих пор не озвучены причины трагедии и какие перемены произошли в этой сфере, выяснил «АиФ Казань». 

Мамина интуиция

Уже с утра 17 ноября в казанский аэропорт стекались люди с огромными красными букетами. В глазах - боль. Год назад они ехали сюда встречать родных и любимых, но так и не дождались их. «Он чувствовал беду, - вспоминала жена погибшего бизнесмена Юрия Бурдина, известная в республике легкоатлетка Ирина Вострикова. - Юра работал в Москве, и вдруг ни с того ни с сего сказал, что хочет повидаться с семьей. Хотя уехал от нас всего неделю назад. Предупредил меня, что сел в самолёт. Я приехала в аэропорт и удивилась, почему борт никто не встречает. Полчаса бегала по терминалу и не могла понять, почему не объявляют посадку. Сотрудники говорили мне, что ничего не знают. Видимо, боялись рассказать».

Прошёл год, но до сих пор неизвестно, что именно стало причиной трагедии. Хотя результаты расшифровки «чёрных ящиков» Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал уже через два дня. Самолёт заходил на посадку дважды. Пассажиры, чувствуя, что борт скоро приземлится, отправляли родным сообщения: «Мы сели». Так и 41-летний Руслан Назаров возвращался домой через Москву из рабочей поездки в Абхазию. «Дома жена приготовила праздничный ужин, а когда приехала в зал ожидания, от мужа пришла эсэмэска, - говорит мать погибшего Зульфия Мингалеева. - Маленький сын видел, как самолёт взорвался. Узнав, что отца больше нет, вырывался и кричал: «Хочу к папе!». У Руслана остались сыновья и внуки, которых надо поднимать на ноги».

Кстати
Обелиск в казанском аэропорту открыли за несколько дней до годовщины крушения «Боинга-737». Изначально здесь хотели установить памятник по проекту студентки КФУ Маргариты Калининой - большие часы с замершими в момент крушения стрелками. Но позже по неизвестным причинам решили, что на казанском аэровокзале появится черная мраморная плита с именами 50 погибших.

…О том, как пилот Рустем Салихов предупредил о «непосадочном положении» и пошел на второй круг для посадки, диспетчеры ещё слышали. Что произошло потом, почему командиру экипажа пришлось отключить первый автопилот, остаётся только гадать... Борт перешёл в ручное управление, нарушилась работа двигателей. На высоте 700 метров самолёт ушёл в смертельное пикирование. Позже эксперты скажут, что «не распознать длившееся в течение 20 секунд пике мог только человек в состоянии паники или, наоборот, в ступоре». В сентябре МАК наконец огласил результаты «инженерно-технического исследования». Сбоев в механизмах борта не обнаружили. Косвенно родственникам погибших дали понять: всему виной «человеческий фактор», ошибка пилотирования. 

Как работали, так и работаем

В международном аэропорту «Казань» «АиФ Регион» рассказали, что после трагедии в работе аэровокзала ничего не изменилось. «Мы постоянно следим за безопасностью пассажиров, - пояснили в пресс-службе. - Но контролируем только взлёт и посадку бортов, нахождение самолётов на нашей территории. Условия отвечают всем требованиям: на взлётно-посадочной полосе 3750 метров самолёты успевают и разогнаться, и удачно сесть. Она оснащена правильным освещением, принимает и грузоподъёмные суда в сложных метеоусловиях». Кстати, в 2013 году аэропорт признали лучшим в России по рейтингу одного из агентств. 
«Мы выполняем свою работу так же ответственно и тщательно, но требования к авиа­техникам после трагедии не ужесточились. Вам покажется это странным? Этому есть объяснение. Ведь МАК так и не озвучил официальную версию причины катастрофы. Если бы было заявлено, что в крушении есть лепта технического персонала, Росавиация сразу ввела бы изменения, - говорит Антон Бортюков, председатель первичной организации профсоюза работников инженерно-­авиа­ционных служб

Самолет в никуда

Росавиация проверила все авиакомпании, а после в Татарстане завели уголовное дело о незаконной выдаче лётных свидетельств. Также выяснилось, что удостоверения пилотов в центре компании S7 (бывшая «Сибирь»), где проходили обучение командир «Боинга» Рустем Салихов и второй пилот Виктор Гуцул, были по сути поддельными. 

…Отцу 27-летнего Романа Пархоменко погибший сын снится каждый день. За несколько минут до взлёта рокового «Боинга» он выложил в социальной сети фото пустых соседних кресел самолёта (из 117 мест на борту были заняты только 44) и посетовал, что не летит куда-то далеко. «Он как чувствовал. Даже это последнее фото подписал «Самолёт в...». Самолёт в никуда.

Мнение эксперта

Вячеслав Каргинов, зам. гендиректора по организации лётной работы «Ак Барс Аэро»:

- То, что пилоты были переученными штурманом и борт­механиком, сыграло свою роль. Пилотов нужно готовить сразу, как только человек пришёл в профессию, причём в лётных училищах. Штурманы и бортинженеры нужны были на самолётах старого образца. После того как Россия закупила зарубежные суда, необходимость в них отпала, но возникла потребность в большем количестве пилотов. Страна находилась в глубоком кризисе, лётные школы не выпускали пилотов в течение 15 лет. И вот тогда вынужденно были созданы так называемые АУЦы, авиационные учебные центры, где и занялись переобучением. Как показала катастрофа, учили там плохо. Не зря после крушения «Боинга» АУЦы начали прикрывать. 

Мнение

Дмитрий ТУМАНОВ, ген. продюсер фестивального движения «Созвездие - Йолдызлык»:

- Я нечасто летаю на самолётах, боюсь. Такие трагедии будут происходить, пока у нас в стране не будет гуманного отношения к людям. Например, мне всегда было непонятно, почему в аэропортах России, в том числе в казанском, в очереди на чартер вперёд не пропускают пассажиров с маленькими детьми, ведь им ждать тяжелее остальных.

Мне отвечают: «У нас нет такого распоряжения». Что тут скажешь? Где нет милосердия, там всегда катастрофы. Я считаю, что обелиск погибшим будет напоминанием.  Кто-то лишний раз докрутит гайку, проверяя, готов ли самолёт к вылету, или не выпьет перед полётом.

Что стало с авиакомпанией «Татарстан»

Авиакомпанию «Татарстан», которой принадлежал разбившийся самолёт, ликвидировали, а все суда передали «Ак Барс Аэро». Перевозчика не существует, но компания продолжает работать как техническая база для обслуживания самолётов. 

После закрытия выяснилось, что у перевозчика крупные долги перед работниками, сумма достигала почти 300 млн рублей. В марте этого года сотрудники компании вышли на митинг с требованием компенсации. «До сих пор нет оплаты за январь, - рассказывал тогда Рустем Ермаков, начальник смены. - Работников сокращают против всех правил, то есть заставляют «неугодных» увольняться». Долги удалось погасить лишь частично, после того, как авиакомпания продала за рубеж два самолёта «Ту-154», оставшихся после передачи авиа­парка «Ак Барс Аэро».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах