Примерное время чтения: 9 минут
1201

Реформа самоуправления. Плюсы и минусы для Татарстана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Татарстан 15 08/04/2014
Сергей Копышко / АиФ

О необходимости кардинальных изменений в работе местной власти президент России заявил в послании Федеральному собранию РФ в декабре 2013 г. И поставил задачу: местная власть должна быть устроена так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до неё рукой». В Госдуму уже внесён законопроект об изменениях в действующий федеральный закон об организации местного самоуправления в РФ. Они предусматривают, во-первых, отмену прямых выборов глав муниципальных образований (МО), во-вторых, уменьшение полномочий органов МСУ сельских поселений, в-третьих, распространение двухуровневой модели организации МСУ на крупные городские округа.

Нефинансируемые мандаты

Первое новшество для Татарстана уже не актуально: прямые выборы представительных органов муниципальной власти в республике давно не проводятся.

на заметку
150 лет назад в России произошла Земская реформа. Появилась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества. Земства создавались на основе выборов и занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики. Органы земского самоуправления заведовали имуществом, капиталами и денежными сборами земства. Они подчинялись губернаторам, центрального земского органа учреждено не было.

Что касается второго, то сокращение полномочий сельских поселений (с 34 до 13) в республике фактически уже произошло. По словам Минсагита Шакирова, председателя Совета МО РТ, эти полномочия давно переданы районам на основе соглашений. Ведь для их исполнения у сельских поселений нет ни финансовых возможностей, ни кадров. Сегодня в России 22 700 муниципальных образований (МО), из них только 2 % сами могут себя обеспечить. В Татарстане из 955 МО самодостаточными являются не более 6 %.

«Суд нас недавно приговорил к штрафу за то, что на дороге не построены автобусные остановки, - рассказывает Людмила Деляева, глава Войкинского сельского поселения Алексеевского района с 28-летним стажем. – Но ведь денег на это нет! Мы бы все эти полномочия выполнили, если бы нам дали возможность разработать свой собственный бюджет».

«Главы поселений только рады, что у них забирают полномочия, - добавляет М. Шакиров. – Ведь за их неисполнение возбуждают уголовные дела. Теперь же за всё будет отвечать руководитель исполкома…

Если уж решили вносить изменения в этот многострадальный законопроект, надо бы записать: главы органов МСУ отвечают за исполнение полномочий в пределах бюджетного ассигнования. Тогда все вопросы будут сняты».

Собирать или разбрасывать?

Самым проблемным моментом законопроекта эксперты называют идею поделить крупные городские округа на внутригородские районы.

Как известно, в столице РТ такие административно-территориальные районы есть и сейчас. Однако новый законопроект, по сути, предлагает сделать их государствами в государстве. К вопросам местного значения предлагается отнести формирование и исполнение бюджета района, установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

«При создании внутригородских районов возникнет много проблем, - прогнозирует Минсагит Шакиров. – Сейчас это единый народно-хозяйственный комплекс. А если разрывать инженерные сети на границе районов, не породит ли это ещё больше нареканий со стороны населения?»

Людмила Андреева, вице-мэр Казани называет идею о внутригородских районах шагом назад в развитии столицы РТ. 

«Двухуровневая система у нас уже была, - напоминает вице-мэр. – Может быть, при Советской власти деятельность местных советов была более стабильна и финансово обоснована. На уровне каждого района были мощные бюджетообразующие предприятия, они составляли бюджетную основу районных администраций. Но в условиях рыночной экономики эта система себя не оправдала. Районы уже не справлялись с возложенными на них полномочиями, и прежде всего в части формирования бюджета, сборов налогов.

Районные администрации не могли даже зарплату выплатить, не говоря уже о развитии своей территории. Когда республика объединила районные советы народных депутатов в единый городской совет, консолидировались бюджеты, налоги, полномочия. Стали создаваться действительно мощные программы социально-экономического развития на уровне городов.

Мы сократили большое количество муниципальных служащих, чиновников. А если вернуться к тому, что предлагает законопроект, придётся в полтора раза увеличить кадры и почти на 400 млн руб. - бюджет городского округа и естественно, районов».

Мнение казанских властей разделяют многие парламентарии республики. Среди оппонентов Хафиз Миргалимов, зампредседателя комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению. Он считает, что исполком не может выполнять функции управления в таком огромном мегаполисе, как Казань. И вспоминает судьбу таунхаусов на ул. Бойничной. Их построили самовольно без разрешения Госстройнадзора и госэкспертизы, а потом по решению суда снесли.

«Куда смотрел исполком? Не хватило для контроля сил, возможностей? – гадает депутат и предлагает городу заниматься лишь стратегическими вопросами. - 1000-летием Казани разве город занимался? Нет, это была республиканская программа. Если бы Универсиаду не курировал лично президент республики, не знаю, как бы у нас она прошла. Чёткого генерального плана развития города мы не видим до сих пор.

Да и не знают люди своих депутатов. На одного народного избранника приходится 50 тыс. казанцев (В Москве - 6 тыс. человек – Прим. авт. ). Где ещё такое есть?»

Точка в дискуссии о том, какой именно должна быть самая близкая к людям власть, в РТ ещё не поставлена. До июня этого года регионы могут подготовить свои предложения по законопроекту. Сделает ли это Татарстан, пока неизвестно.

Комментарий

Сергей Осянин, замглавы Верхнеуслонского района:

- В нашем районе можно увидеть здания церквей, школ и даже больниц, построенные земствами в начале XX века. Земство был первым шагом к формированию самоуправления на местах. И сегодня мы к этому возвращаемся.

Территория села не может быть абсолютно независимой от территории района с точки зрения общей стратегии развития. Но это не значит, что, когда возникает проблема, люди должны сидеть и ждать, когда сверху дадут деньги.

Вот люди собрались и говорят: «У нас плохая дорога». Ясно, что бюджетных денег на все улицы не хватает. Для изучения ситуации депутаты, я, как замглавы района, встречаемся с жителями каждой конкретной улицы, выносим коллективное решение по волнующим их вопросам. Если население, избрав активистов, соберёт N-ую сумму на решение этого вопроса, то район или сельское поселение добавляет такую же сумму. При этом местная власть ни копейки жителей в руки не берёт. Этим занимаются активисты, избранный людьми казначей, которые сами определяют и назначают сумму. Они сами рассчитываются с работниками, сами контролируют качество выполнения работ и таким образом участвуют в управлении своей территорией.

Больше голов и рук!

Александр ДЕМБИЧ, завкафедрой градостроительства и планировки КГАСУ:

- Проблемы местного самоуправления упираются в бюджетное и налоговое федеральное законодательство. Насколько я знаю, муниципалитет Казани имеет лишь порядка 11 % от тех налогов и сборов, которые производит на своей территории. В развитых странах такого нет. Там значительная часть налогов поступает именно в бюджеты муниципалитетов. А раз денег у муниципалитетов нет, они вынуждены просить средства на развитие, на свои инициативы либо у субъекта РФ, либо у федералов. Это ставит их в сильную зависимость от республиканской или от федеральной власти. Конечно, центру удобно иметь такие рычаги влияния на муниципалитеты. В таких условиях дробить городские округа на районы, содержать в них большое количество малых городских ячеек сложно: неоткуда финансировать.

Закон о местном самоуправлении предусматривает создание территорий общественного самоуправления - ТОСов. Насколько я знаю, в России это нигде не реализовано. Но во всём мире создаются небольшие территории, в которых действует общественное самоуправление. 7 - 15 тыс. человек сами собирают деньги, заказывают проекты, сами их реализуют. В этом случае на плечи собственников перекладывают обязанности государства, муниципальной власти. Поэтому власти должны пойти на налоговые преференции, например, снизить налоги для этих собственников.

В западных странах проекты согласуются, как правило, не на городском уровне, а в основном на уровне таких коммун, местных ячеек общества. Ведь эти проекты затрагивают в первую очередь их интересы. Общезначимые городские объекты выносятся на согласование всего городского сообщества.

Чтобы города стали настоящими точками роста в стране, необходимо переходить на другие межбюджетные отношения, на создание сетевой системы управления, малых самоуправляемых ячеек в городах. Тогда быстрее разовьётся гражданское общество, контроль за территориями -гораздо лучше, доступность органов местного самоуправления - выше, потому что больше глав будет участвовать в этом деле, и больше голов и рук.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах