aif.ru counter
153

Быстрее и легче. Детали для самолетов в Казани напечатают на принтере

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-Татарстан 16/08/2016
Ольга Любимова / АиФ

В Казани прошла 8-я международная выставка авиакосмических технологий. О том, какие уникальные разработки ведут российские и татарстанские ученые, рассказывает «АиФ-Казань».

Вторые в мире

Технологии послойного синтеза деталей из металла или термопластика считаются сегодня главным приоритетом в машиностроении. Они позволяют в 10-30 раз повысить производительность изготовления деталей, в 10 раз снизить время их изготовления и, конечно же, намного уменьшить вес. К примеру, толщина стенки камеры сгорания представленного в Казани двигателя - всего 3 мм.

Чудо-«движок» уже доказал свою работоспособность на деле - прошёл «горячие» испытания. Раньше подобный эксперимент - запуск напечатанного на 3D принтере двигателя проводила только компания «Дженерал Электрик». Для России это первый опыт. Внедряться он будет в Татарстане.

Создатель чудо-двигателя - ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ) и казанское ОКБ им. Симонова начинают совместную работу над малоразмерными газотурбинными двигателями для беспилотников.

«Успешные испытания двигателя с тягой 12 кг позволили поставить новую задачу - по разработке уже крупногабаритного малоразмерного двигателя – с тягой 150 килограммов для беспилотников, - сказал Святослав Неруш, начальник лаборатории по аддитивным технологиям. - Эта работа начнётся в сентябре. Она завершится созданием образца двигателя, который мы испытаем на лётных испытаниях в составе беспилотника, который производит ОКБ им. Симонова. Полёт намечен на февраль 2019 года. За это время будет изготовлено порядка 10 комплектов двигателей: пять – двигателей с тягой 150 килограммов и пять двигателей с тягой 20 килограммов. Эта работа будет финансироваться из Фонда перспективных исследований».

Создатели аддитивных технологий (послойного синтеза) описывают их механизм так. Вначале конструкторы моделируют электронный облик детали. Потом его готовят к производству - с помощью специального программного обеспечения строят специальные поддерживающие элементы, ориентируют в камере построения. После этого электронный облик модели разбивается на слои с определённым шагом. Этот шаг равен слою металлопорошка - 30 микрон. Затем принтер получает задачу, слои экспортируются на установку селективного лазерного сплавления, и происходит сплавление металлической композиции. 

Где толковые программисты?

Одними двигателями аддитивные технологии не ограничиваются. Компания из Чистополя представила на выставке напечатанные на 3D принтере детали из термопластика. 

«Этот материал очень лёгкий и по прочности не уступает металлу, - говорит Владимир Зотеев, представитель компании. -  Из него уже печатают лопасти вертолётов. Они более легкие, чем стальные. Соответственно, двигатели получаются более мощные. «Боинг» уже начал печатать из углепластовых композиций отдельные фюзеляжи самолётов». 

И в России технологии могли бы развиваться быстрее, но отечественных 3D принтеров на рынке нет. Они лишь в стадии разработки. Пока что используются принтеры зарубежного производства. 

«Самое главное, что нужно для их создания, - это программное обеспечение, - говорит Святослав Неруш. - Нужны очень толковые программисты, готовые не то что свой новый алгоритм написать, но хотя бы повторить зарубежный». 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах