aif.ru counter
1247

Казанские коллекционеры оставили городу несметные сокровища

Их коллекции пополнили фонды Национального музея и музея ИЗО. Благодаря им, город имеет уникальные полотна художников Возрождения, а также Рериха, Кустодиева, Бенуа.

Нацмузей РТ / АиФ-Казань

Конец XIX - начало XX вв. считается «золотым веком» коллекционирования. В то время в Казани насчитывалось примерно сто коллекционеров самого разного толка. Их имена были известны широкой публике: многие из них не только собирали ценности, но и занимались исследованиями, вели просветительскую работу, выпускали книги и т.д. Многие передавали свои собрания в дар музеям и университету, делая общедоступными.

Среди казанских коллекционеров наиболее известны пятеро: Андрей Лихачев,  Ольга  Александрова-Гейнс, Григорий  Мешков, Александр Мантель и Николай Катанов.

Подарок брата

Андрей Лихачев Фото: АиФ-Казань / Нацмузей РТ

Коллекционером от бога называют Андрея Федоровича Лихачёва (1832—1890), собрание которого положило начало музейному делу Казани. Лихачёв воплотил образ собирателя той поры: мечтателя, идеалиста, истинного любителя древностей и искусств. В кругу его научных интересов – история  Волжской Булгарии, история возникновения татарского народа и многое другое, он был страстным коллекционером, посвятил собирательству 30 лет. Боролся с «чёрными копателями». У него даже были агенты, которые останавливали их, выкупали ценности. После смерти собирателя его брат Иван Фёдорович передал коллекцию из примерно 80 тыс. (!) предметов городу с пожеланием основать в городе первый публичный музей (ставший затем Национальным музеем РТ).

Часть лихачёвской коллекции хранится в фондах музея ИЗО Татарстана. В части художественных произведений Лихачёв отдавал предпочтение искусству старых мастеров XVI-XVII вв.: итальянский Ренессанс, «старые голландцы» XVII в., французский классицизм XVII-XVIII в. Именно ему музей обязан происхождением основной части собрания европейской живописи (266 картин из 366 имеющихся в ГМИИ РТ). К шедеврам коллекции принадлежит «Мадонна с младенцем» Доменико Пулиго, мастера Высокого Возрождения.

Великая Ольга

Имя Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс (1845-1927) многим знакомо благодаря её благотворительной деятельности. А то, что она была ещё и страстным коллекционером, и сто лет назад мало кому было известно. Ольга Сергеевна собирала живопись, гравюры, предметы прикладного искусства. В итоге стала владелицей крупного собрания художественных произведений из 89 работ 50-и авторов. Особое место в нём занимали полотна мастеров русской реалистической школы второй половины XIX века: И. К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина, И.Е, Репина др. Свою коллекцию Гейнс хранила в большом доме, украсив ею анфиладу комнат, где также обустроила небольшой домашний музей. В 1916 г. дама сама устроила выставку, весь сбор с которой пошёл в пользу бедных учениц Ксенинской гимназии и лазарета Казанского учебного округа.

Ольга Александрова-Гейнс Фото: АиФ-Казань / Нацмузей РТ

Возможно, если бы не революция, Ольга Сергеевна продолжила бы коллекционирование. Но в 1918 г. она поставила точку, пожелав безвозмездно передать всё Северо-Восточно-археологическому и этнографическому институту, повелев, чтобы «из этого собрания была образована отдельная комната с именем «Ольги Сергеевны Гейнс».

Судьба коллекции, в конечном итоге, как и дальнейшая судьба дарительницы, сложилась довольно печально. Долгое время картины перевозили туда-сюда, в результате экспонаты терялись. И лишь в 1926-1930 г. Центральный музей ТАССР (ныне Нацмузей РТ) добился передачи коллекции Гейнс в его фонды.

Первыми поступили портреты владелицы и её супруга кисти И. Репина. Спустя 30 лет картины перешли в музей изобразительных искусств, и сейчас из собрания Гейнс в ГМИИ РТ хранится около 30-и произведений живописи и графики. В круговерти после 1917 г. имя Ольги Сергеевны было забыто. Известно, что умерла она в страшной нищете, и где похоронена великая благотворительница, до сих пор неизвестно.

Из Пензы в Казань

Григорий Мешков Фото: АиФ-Казань / Нацмузей РТ

Одним из собирателей, оставивших богатое наследие городу – коллекцию западноевропейской гравюры - был Григорий Иванович Мешков (1810, Пенза, - 1890, Казань). Мешков был родом из Пензы, где прожил 60 лет, происходил из семьи потомственных чиновников, сделал карьеру от копииста до  Советника Пензенского правления. А в историю провинциальной культуры вошёл как выдающийся библиофил Пензы середины XIX в., знаток местной старины, автор рукописных мемуаров и одного из первых в России переводов сочинений А. Дюма-отца об искусстве.

Основную часть коллекции (книги, рукописи и гравюры русской школы) Григорий Иванович передал Казанскому университету. В Пензе его собрание оказалось никому не нужным. Чуть позже университет приобрёл у Мешкова коллекцию западноевропейской гравюры: 480 листов. Сейчас собрание дарителя хранится в разрозненном виде: часть - в Казанском университете, другая - в ГМИИ РТ, несколько листов – в Нацмузее.

Жемчужины коллекции - работы фламандской школы XVII в., исполненные художниками мастерской П. П. Рубенса, гравюры мастеров французской школы XVII-XVIII в., а также произведения европейских художников, посвящённые России.

Из кочевников в учёные

Николай Катанов Фото: АиФ-Казань / Нацмузей РТ

Профессор Императорского казанского университета и Императорской Казанской духовной академии Николай Фёдорович Катанов (1862-1922) был  выдающимся тюркологом рубежа XIX-XX вв. Блестяще образованный учёный, исследователь народного творчества, нумизмат, путешественник, музейный деятель. Он знал десятки европейских и восточных языков, был членом Императорского Русского географического общества, Археологического общества, Общества любителей естествознания и т.д., состоял почётным членом иностранных обществ. Путешествовал по Центральной Азии, Сибири, Туркестану… Материалы этих путешествий стали достоянием мировой тюркологии и были изданы в Европе. С именем Н.Ф. Катанова связано возрождение востоковедения в Казани после долгого перерыва. Он родился в степи, в селе Аскиз на берегу Абакана, в семье кочевников. И всю жизнь посвятил изучению языка, культуры, верований «инородцев». Среди его коллекций - предметы древностей, «предметы шаманского культа», нумизматика Золотой Орды и Китая XIII-XIX вв., коллекция старинных географических карт XV-XVIII вв., большая библиотека, коллекция ламаистских икон, которая знакомит со своеобразием буддийского культового искусства на Северо-востоке России, в Монголии, Бурятии, Калмыкии. Часть коллекции (54 единицы) хранится в фондах графики ГМИИ РТ. В основном это иконы монгольского письма конца XIX в.

Наука издавать

Александр Мантель Фото: АиФ-Казань / Нацмузей РТ

В начале XIX в. в Казани происходит бурный расцвет полиграфии. Заслуга в том принадлежала Александру Фердинандовичу Мантелю (1880 - 1935), который работал в Казанском крае примерно в 1905-1920 гг. Некоторое время трудился в Тетюшах в Казанском музейном подотделе, участвовал в организации Музея местного края и охране памятников Древних Булгар. Проявил себя как художник, писатель, издатель, музейный деятель, коллекционер.

В Казани Мантель издал свои сочинения «Сказка юности», «О Кнуте Гамсуне», «На рассвете». По его инициативе увидели свет специальные литературно-художественные сборники, а также первые в истории русского искусства монографии о петербургских художниках Н. К. Рерихе и Д. И. Митрохине. Иллюстрации к изданиям подготовили знаменитые художники Санкт-Петербурга и Казани.

Уникальна и коллекция Мантеля, в которой солировала графика малых форм (книжная графика: виньетки, заставки, иллюстрации, эскизы открытых писем, этюды).

В ГМИИ РТ хранится более 30 произведений, основная часть которых - это графика ведущих русских художников А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, Е. Е. Лансере, Д. И. Митрохина и др., а также живопись Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиева, И. И. Бродского.

 

Комментарий

 Розалия Нургалеева, директор Государственного музея изобразительных исскуств РТ:

Директор музея ИЗО Розалия Нургалеева Фото: АиФ-Казань / Нацмузей Р

-  Это были люди потрясающей чистоты и знаний. Они верой и правдой служили Отечеству. Поверьте, собирательство стоит немалых денег. И отдав все душевные силы делу, коллекционеры потом передавали всё это народу, государству, и в итоге собрания стали национальным достоянием.

И мы должны помнить о них. Приведу пример: в Школьном переулке стоял дом  Н.Ф.Катанова, великолепное деревянное строение. Его разобрали с условием, что он будет собран. Но восстановят ли дом - не известно. Между тем, Катанов - совершенно гениальный востоковед, который известен и у нас в России, и далеко за рубежом. Об этих людях надо говорить на встречах, круглых столах, чтобы широкая общественность знала эти имена.

 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество