aif.ru counter
96

Как Татарстан опередил Россию в внедрении IT-технологий

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Татарстан 16/11/2011

Однако новации откладываются: мы по-прежнему вынуждены носить справки между различными госконторами. На общем фоне выделяется Казань, которая стала точкой роста в сфере информационных технологий не только для Татарстана, но и для всей России.

На встрече с журналистами в казанском парке информационных технологий (IT, Ай-Ти парке. - Ред.) президент Татарстана Рустам МИННИХАНОВ рассказал, как эти технологии уже меняют взаимодействие государства и граждан, какую роль они играют при создании «Большого правительства» России, о котором недавно заявил президент Дмитрий Медведев.

Рабочие группы под руководством вице-премьеров Д. Козака и А. Хлопонина собирают предложения от регионов по разграничению полномочий между центром и регионами. У нас есть масса предложений, какие функции нужно передать на места. Однако децентрализация полномочий означает, что ты должен быть самодостаточным: сам должен принимать решения, сам зарабатывать.

Для чего нужно «Большое...»

«Большое правительство» поможет обеспечить дополнительную обратную связь общества с властью. В Татарстане уже персонифицируется контакт каждого конкретного гражданина с госслужащими. Госуслуги в электронном виде у нас можно получить как с помощью персональных компьютеров, ноутбуков, смартфонов, так и через инфоматы. Первые инфоматы в стране появились именно в Татарстане. С января по октябрь 2011 года спрос на электронные услуги в республике вырос в пять раз. Сегодня в электронном виде оплачиваются 32% штрафов ГИБДД, 59% родителей воспользовались услугой «электронная очередь в детсад». Ежемесячно более 700 родителей с помощью компьютера отправляют вопросы и предложения и получают ответы по поводу «электронной очереди в детский сад». Оформление каждого пятого загранпаспорта происходит через получение услуги в электронном виде, таким же образом 74% всех пар записались на подачу заявлений в загс.

В рамках проекта «Электронная школа» вопрос о том, как продвигается проект, был отправлен 24 тыс. учителей. В ответ мы получили более 5 тыс. откликов и пожеланий от педагогов. С помощью электронной обратной связи организовано и получение информации о качестве сотовой связи (от абонентов), о качестве проведения капремонта в многоквартирных жилых домах (от жильцов домов). В ближайшие годы мы хотим добиться того, чтобы каждая вторая государственная услуга оказывалась гражданам в электронном виде.

О чиновниках и коррупции

Формат «Большого правительства» не позволяет полностью искоренить коррупцию, но даёт возможность отобрать у чиновника право делать рискованные шаги. Когда всё прозрачно, тебя уже никто из знакомых не спасёт - придётся не нарушать законы, а если нарушил, то, например, платить штрафы.

Безусловно, среди чиновников есть разные люди. К сожалению, процесс внедрения электронных услуг в министерствах и ведомствах идёт сложно. Конечно, чиновник будет препятствовать внедрению технологий, лишающих его власти. Мы знаем об этом по своему опыту: когда в 2005 году запускали «электронное правительство», нам пришлось заново обучить всех работников министерств. Но большое количество пришлось просто уволить и принять на работу новых людей, не знавших, что такое соблазн власти.

О новых технологиях

Проблема нашей страны в том, что в сфере информационных технологий пока нет системной работы. Каждое министерство, ведомство, каждая компания имеет свою IT-программу. Все они работают в разных системах, ни одно ведомство не «совпадает» с другими, между ними нет никакого обмена. Когда мы создавали центр информационных технологий, первым делом исключили возможность покупки программного обеспечения на своё усмотрение. Мы сделали один программный продукт для всех. Сегодня наш сайт - универсальный для всех министерств и муниципалитетов. Это даёт возможность централизованно обмениваться информацией, обновлять её.

Ежегодный бюджет развития проекта «Электронный Татарстан» - 200 млн руб. Ежегодные затраты на эксплуатацию - около 300 млн руб. Много это или мало? Вот люди получили в месяц 1 млн 200 тыс. услуг. Если учесть, что час работы каждого стоит как минимум 100 рублей, получается, что они экономят более 100 млн руб. каждый месяц.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах