Примерное время чтения: 7 минут
460

Кому нужнее? Есть ли шанс на новый договор между Москвой и Казанью

Судьба договора о разграничении полномочий между органами госвласти РФ и РТ стала «гвоздем программы» итоговой пресс-конференции спикера парламента Фарида Мухаметшина, состоявшейся сразу после заключительного заседания весенней сессии Госсовета РТ 11 июля.

О новациях и прогульщиках

Подводя итоги полугодия, председатель Госсовета РТ был краток, потому что все цифры и факты о работе парламента уже опубликованы в отдельном отчете. В нем, в частности, сказано, что  в весеннюю сессию 2017 года Госсовет РТ пятого созыва на 6 заседаниях рассмотрел 178 вопросов, принял 52 закона (на 7 законов больше, чем в первом полугодии 2016 года. С начала 2017 года депутаты рассмотрели 5584 обращения граждан и общественных объединений - примерно столько же, сколько и за такой же период 2016 года.

Фарид Мухаметшин сказал о новшествах, появившихся в парламенте за последние полгода. Во-первых, создана мониторинговая группа во главе с заместителем председателя Госсовета РТ Юрием Камалтыновым. «Если мы 100-150 законов каждый год принимаем, нам надо мониторить, как они выполняются, насколько они эффективны и актуальны», - обозначил задачи этой группы спикер Госсовета РТ.

Фото: пресс-служба Госсовет РТ

Во-вторых, впервые в этом году при комитетах Госсовета РТ созданы экспертные советы. «Таким образом мы добиваемся, чтобы в разработке законов принимали участие как можно больше профессионалов из той или иной отрасли», - прокомментировал Фарид Мухаметшин и перешел к третьей новации. - Мы наконец добились окончательного рассмотрения в комитетах контрольных вопросов: как выполняется прошедший через комитет, через Госсовет РТ тот или иной закон».

Ответил спикер и на один из любимых вопросов журналистов о депутатах-прогульщиках, в частности, о Равиле Зиганшине, явившемся 11 июля на заседание едва ли не первый раз за полгода. «Мы критикуем его. Но Зиганшин сейчас, в преддверии проведения чемпионата мира по футболу-2018 строит три больших стадиона – в Самаре и еще где-то…  У него очень ответственная работа, - заступился за депутата Мухаметшин. – К тому же на заседания всегда приезжает его помощник, Зиганшин получает законопроекты…».

О стабильности и сепаратизме

Лейтмотивом пресс-конференции стал договор между РФ и РТ, обращение по поводу которого татарстанский парламент принял в этот день.

«В целом заседание прошло организованно и уверенно», - прокомментировал председатель Госсовета РТ. Принятое единогласно обращение Мухаметшин назвал «вполне уважительным, а не каким-то грубым ультимативным заявлением». «Обращение начинается со слов признательности,  – сказал спикер Госсовета РТ. - Депутаты написали признательность Президенту РФ за тот договор, который действует еще по сегодняшний день. Он позволил стабилизировать ситуацию как в стране, так и в Татарстане».

Комментируя текст обращения, председатель Госсовета РТ заявил, что «там всего-то два главных момента». Первый -  сохранение института президентства в РТ. Второй - создание комиссии, которая совместно с представителями Татарстана изучала бы правовые стороны всех этих вопросов и нашла правовое решение коллизий. В качестве одной из главных коллизий спикер привел статью 123 Конституции Татарстана. «К сожалению или к счастью, есть статья 123, в которой написано, что 1-я статья Конституции РТ  о том, что мы обладаем суверенитетом в рамках делегированных полномочий и договора между РФ и РТ, не может меняться парламентом, - объяснил Мухаметшин. - Она может измениться только по результатам референдума».

Значение договора председатель Госсовета РТ оценил так: «Еще неизвестно, кому нужнее этот договор. Он пример показывает Украине, другим, как находить решения возникающих проблем в трудные времена развития Отечества».

С глобальных позиций высказался о договоре на заседании и аксакал татарстанского парламента Марат Галеев: «Критерием истины является практика, а практика такова, что потихоньку затихли голоса, которые каким-то образом оценивали договор как элемент сепаратизма.

Марат Галеев:
Марат Галеев: "Татарстан никогда не ставил самоцелью любой ценой заключить договор". Фото: пресс-служба Госсовет РТ

Татарстан никогда не ставил самоцелью любой ценой заключить договор. Мы думали о том, какой быть России. И это обсуждалось с конца 80-х годов, столкновение мнений было достаточно острым. Настолько, что это закончилось стрельбой по Белому дому 4 октября 1993 года. Где, по сути, решался вопрос, по какому пути идти России, быть ей унитарной или федералистской. И это не первый раз — в середине XIX века историк Костомаров написал докторскую диссертацию о необходимости федеративного устройства Российской Федерации в условиях царской России. Вердикт Академии наук был более чем эмоциональным: казнить эту докторскую диссертацию путем публичного сожжения. Что и было сделано».

О силе и слабости

Однако твердой уверенности в положительном ответе на обращение у депутатов, похоже, нет. «Затягивание этого процесса (с подписанием договора) со стороны федерального центра я считаю сигналом, что федеральный центр не очень заинтересован в этом документе, - заявил в беседе с корреспондентом «АиФ Казань» депутат Артем Прокофьев. - Даже формат сегодняшнего вынесения (обращения к президенту РФ) на обсуждение – со стороны отдельного депутата говорит о том, что уверенности в подписании договора нет. Если бы уже были какие-то договоренности, была бы вера, что договор будет подписан, наверное, не депутат Рыбушкин выходил бы с такими инициативами (при всем уважении к нему), а кто-то из руководства республики».

Артем Прокофьев не видит никакой трагедии, если договор все же не будет подписан. «Нет сомнения, что правовое поле, которое есть сегодня в РТ, ив этом случае будет работать без каких-либо затруднений, - считает он. - Другое дело, что мы наблюдаем в последние годы ослабление федерализма. Сейчас, например, нам даже поставили рамки для Общественной палаты, какой она должна быть (В конце 2016 года федеральным законом внесены изменения в порядок формирования Общественной палаты – Прим. авт.).  Регионы слабеют, причем не только политически, но и экономически. Сокращается число регионов-доноров. Более того, правила работы, которые предлагает федеральный минфин, сводятся к тому, что быть регионом-донором невыгодно. Получается, мы идем к тому, что все регионы окажутся в финансовой зависимости от позиции федерального центра. Такой процесс идет, и я не считаю его позитивным. Надеюсь, он когда-то остановится... Ведь есть опыт многих федераций, где именно сила субъектов серьезным образом усиливала государство в целом.  Разница регионов как раз позволяет выявить успешные экономические модели. Ну а если все будут под одну гребенку, мы можем получить ситуацию, когда не успешными станут все регионы». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах