aif.ru counter
173

Война и суп-жюлье. Как казанцы встречали Новый год 100 лет назад?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ-Татарстан 23/12/2014
Открытка из архива Абдуллы Дубина / АиФ-Казань

Если сейчас горожане опустошают полки магазинов в ожидании кризиса, то тогда они были обеспокоены длившейся уже несколько месяцев Первой мировой войной. И тогда, и сейчас казанцы собирали новогодние и рождественские презенты. Корреспондент «АиФ Регион» заглянул в номера газет того времени.

Подарки для раненых

1914, ещё мирный, год Казань встречала действительно как праздник. Почти весь январь на улицах шли народные гулянья. А вот накануне 1915 года Россия уже была втянута в Первую мировую войну, и тон публикаций резко сменился.  Корреспондент «АиФ-Казань» сравнила предновогодние номера казанских газет за 1913 и 1914 годы. 

Весь январь 1914-го в Казани шли балы. Вот как описывает газета «Казанский телеграф» вечер в гарнизонном собрании: «Прелестный костюмированный вечер. Зал оформлен новаторски. Над хвойным лесом в розовых лучах парил аэроплан. На бал собралось около 900 человек. Были отмечены сдержанный костюм египтянки, оригинальный устрицы, стильный преветты и так далее. Среди присутствующих был командующий Казанским военным округом генерал от инфантерии барон Антон Зальц с дочерьми». Состоятельных горожан реклама в газете так и манила посетить рестораны «Санкт-Петербург» и «Лондон». Предлагали суп-жюлье, макароны «гратан», салат «депуасон». Сто лет назад театры тоже готовили рождественские постановки и ставили музыкальные вечера.

Открытка из архива Абдуллы Дубина

Простые горожане на балы и званые вечера, конечно, попасть не могли.  «Из лотков горожане угощались подовыми пирогами и блинами», - писал «Казанский телеграф».  В стороне от праздника оставалась и деревенская молодёжь. «Казанская газета» в декабрьском номере публикует письмо сельского учителя в редакцию. «Те немногие дети, которые учатся в школе, собираются в здании школы, читают басни, поют песни, веселятся, а посторонних не пускают. Деревенская публика, разведавши, что в школе что-то устраивается, еще задолго до начала прямо осаждает здание училища. Счастливчиками считаются те, которым удалось пробраться к окнам, откуда они могут хоть одним глазком взглянуть на невиданное зрелище. Из этого примера видно, как велико желание народа иметь какое-нибудь развлечение. У нас уж кое-что сделано по этому вопросу: устраивать в некоторых местах чайныя, библиотеки-читальни общества трезвости. Хотя бы по праздникам пение простых песен и  народные спектакли. Желательно, чтобы участие принимала грамотная деревенская молодёжь, которая вместе с обогащением знаний веселилась бы». 

Накануне 1915 года большинство газетных полос занимали «вести с фронтов». Городские госпитали начали принимать раненых. Горожане и жители сёл и деревень считали своим долгом собрать для  них к Рождеству небольшие подарки. Вот что пишет об этом «Камско-Волжская речь»: «23 декабря в Чистополь прибыли 16 больных и раненых и размещены в госпиталях Е. П. и В. П. Лагутовых.  С ними же 17 человек пленных австрийцев». Там же опубликовано письмо жителя одной из деревень: «Все святочные каникулы в Казани устраивали танцевальные вечера,  по большей части благотворительные. Например, для «недостаточных учеников». 

I Императорской гимназии, воспитанников Александровского приюта или раненных солдат». На новогоднюю ёлку казанцев приглашали в Дворянское собрание - традиционное место городских увеселений. «Просят напомнить, что 1 января в два часа дня, в Дворянское собрание приглашены должностные лица всех ведомств и учреждений, духовенство, дворянство, земство, купечество и граждане Казани с их семействами для взаимных поздравлений. По 1 рублю от персоны для детских приютов». 

На особом положении находились дети запасных (резервистов), для них в Казани устраивали особенно праздничную ёлку. «Для детей запасных – спектакль «Волшебные пилюли». Оркестром музыки и детьми был исполнен гимн «Боже, Царя храни!». По окончании спектакля дети долго выражали свой восторг. Затем дети встали в круг и стали кружиться вокруг громадной, великолепного убранства ёлки, освещенной сотнями электрических лампочек с рождественской звездой наверху. Каждому из детей давали пакет со сластями и отрез материи на платье. Дедушка Мороз и рождественский дед с подарками». 

Традиции из Европы

Век назад рождественский дед ещё не уступил место классическому Деду  Морозу. Новогоднюю и рождественскую атрибутику в магазинах можно было купить с середины декабря. За покупками казанцы отправлялись на ул. Большую Проломную (сейчас Баумана) и Воскресенскую (сейчас Кремлёвская). Рождественские базары разворачивались и на месте Ленинского сада, там продавали игрушки, сделанные своими руками. Газеты предлагали купить хлопушки с игрушечными сюрпризами от 75 копеек  за дюжину, электрическую железную дорогу, кинематографические аппараты, говорящих кукол в изящных платьях. 

В XIX веке в Россию из Европы пришла традиция на Рождество дарить открытки. Были они разного свойства: бумажные, ароматические, музыкальные.

Редакция  благодарит научную библиотеку им. Лобачевского КФУ за помощь при подготовке материала 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах