aif.ru counter
3532

«Вкусная» елка и грибы на открытках: Новый год в Казани 100 и 50 лет назад

Алия Шарафутдинова / АиФ

До революции 1917 года в России принято было отмечать Рождество, а Новый год считался второстепенным торжеством. «Впервые украшать елку и праздновать приход года стали в 30-е годы XIX века при Николае I. Его жена Александра Федоровна была урожденной немецкой принцессой», - рассказывает Алла Сальникова, заведующая отделением истории КФУ, автор книги «История новогодней игрушки».

Немецкая традиция в Казани

Казань в XIX веке  была одним из самых крупных городов России наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом, Одессой, Варшавой.

В столице Казанской губернии проживало много состоятельных немецких семей: торговцев, аптекарей, ремесленников.

Первые русские куклы начали изготавливать в Загорском. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

С середины декабря магазины начинали предлагать новогоднюю атрибутику. Как и сейчас, на ярко освещенных витринах выставлялись подарки на любой вкус и елочные украшения. Располагались эти магазины на улицах Большой Проломной (ныне Баумана) и Воскресенской (ныне Кремлевская). Некоторые путешественники называли улицу Большую проломную «немецкой», поскольку там находились магазины и аптеки, принадлежавшие представителям именно этой диаспоры.

Елочные игрушки в XIX веке могли купить только аристократы. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Большая часть иностранцев владела «магазинами изящных вещей»: продавала украшения для интерьера, картины, цветы, бумажные принадлежности. Перед Рождеством в этих лавках торговали елочными игрушками.

В XIX веке елочные игрушки в Россию завозили из-за рубежа. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Первым русским елочным украшением были стеклянные бусы. «В селе Мелехово Московской области с начала XIX века делали женскую бижутерию: бусы, стеклярус, - рассказывает  Григорий Ивойлов, коллекционер новогодней атрибутики. - А когда предприимчивые крестьяне смекнули, что у господ появился новый праздник, начали мастерить и украшения для елки. Причем разница между женскими бусами и елочными была лишь в длине».

В XIX веке кустари стали изготавливать удлиненные женские бусы для украшения елки. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Модными были стеклянные блестящие шарики, игрушки из ваты (белочки, козлики, зайчики, слоники и др.), а также плоские бумажные игрушки с рисунками с обеих сторон. Купить их могли только богатые люди, поскольку одно украшение стоило целое жалование врача или трех библиотекарей. Известно, что на Большой Проломной располагалась пекарня, где изготавливали кондитерские изделия-украшения:  орехи и фрукты с серебряной или золотой посыпкой.

Елочная игрушка XIX века. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«На месте нынешнего Ленинского садика проходили рождественские ярмарки, - рассказывает Алла Сальникова. – Там торговали елочными игрушками кустарного производства,  которые не были особо популярны у богатого сословия. Газеты того времени пестрят рекламными объявлениями о рождественских распродажах, но известно, что несмотря на большие скидки почти половина украшений оставались не проданными».

Приготовления к празднику

Как и сейчас, в конце XIX–начале XX века к Рождеству готовились заранее. В первую очередь, наводили порядок и чистоту. Хозяйки меняли шторы, на улицу выносили перины, кресла, диваны и выбивали пыль. В больших домах купцов и промышленников убирали паутину и пыль с потолков.

Гриб, свинья, темнокожый человек и подкова, перевернутая вниз. Новогодняя открытка дореволюционного периода из коллекции Григория Ивойлова. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В печатных изданиях того времени встречаются инструкции, как сделать елочные игрушки своими руками. Женщины из дворянских семей обязательно должны были уметь создавать поделки, которые сейчас называют hand made.  В ход шло всё: цветная бумага, фрукты, грецкие орехи. Из бумаги делали хлопушки.

До революции 1917 года на верхушке елки красовалась Вифлеемская звезда, которую обычно делали из картона и фольги. Только в советское время большевики поменяли ее на пятиконечную красную. 

Кстати, после революции 1917 года, когда большевики запретили отмечать Рождество и главным праздником стал Новый год, он приобрел большую популярность среди татар.

Прообраз Деда Мороза и Санты-Клауса - Святой Николай. Он изображался на открытках в виде гнома с колпаком. Снимок открытки из коллекции Григория Ивойлова. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Рождество – это религиозный праздник христиан, в иноконфессиональную среду Новый год стали продвигать большевики, - поясняет Алла Сальникова. – И если в XIX веке татары никак не участвовали в новогодних торжествах, то в XX веке праздник стал традиционным в их среде».

До революции 1917 года в основном открытки печатали за рубежом. В России на готовые открытки наносили штемпелем поздравительные надписи. На этой открытке есть специальное место для такого штампа.Снимок открытки из коллекции Григория Ивойлова. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Новый год праздновали в домах культуры, в трудовых коллективах. В начале XX века он еще не был семейным праздником.

Елка на съедение

Орехи и фрукты заворачивали в серебряную фольгу и подвешивали на елку. Часто вешали на дерево конфеты.

Елку наряжали не за месяц до Нового года, как сейчас, а за неделю до праздника. После утренника дети могли забрать себе угощения с лесной красавицы. Эту традицию называли «разграблением елки».

Новогодняя игрушка XIX века. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В конце XIX века аристократки стали проводить рождественские утренники для детей из бедных семей. В это же время появилась традиция организовывать публичные елки для детей из обеспеченных сетей.

«В Казани такие торжества проходили в трех местах: Дворянское собрание, военный и купеческие клубы, - перечисляет Алла Сальникова. – Чтобы попасть на елку в Дворянском собрании, платили за ребенка по 50 копеек. Также требовалась рекомендация одного из членов клуба. Чтобы попасть в купеческий и военные клубы достаточно было просто заплатить необходимую сумму».

Если первоначально в торжествах участвовали и взрослые, и малыши, то к рубежу веков, елка превратилась в основном в детский праздник.

Свинья и мухомор на новогодней открытке – к достатку в новом году

В XIX веке в Россию из Европы просочилась не только традиция украшать елку, но и обычай дарить на Рождество открытки. Большинство открыток печатались за границей. Среди них были и музыкальные, и ароматизированные. Часто их привозили в Россию без поздравительных надписей, уже здесь в местных типографиях на них штемпелем наносили различные фразы.

«На рождественских открытках тех времен можно встретить забавные темы: например, свиней или мухоморы, - объясняет Григорий Ивойлов, коллекционер новогодней атрибутики. – Эти открытки печатались немцами, а у них свинья и мухоморы считались символом достатка и благополучия».

Мухоморы изображались на открытках XIX века. Считалось, что эти грибы приносят богатство и процветание. Снимок открытки из коллекции Григория Ивойлова. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

На новогодних утренниках тех времен не было ни Деда Мороза, ни Снегурочки. Но фигурка бородатого старца из ваты всегда стояла под елкой.

Дед Мороз с автоматом

Советская идеология проникала не только во все сферы человеческой жизни, но и в культуру праздников. Так, елочные игрушки в виде слонов и зайцев постепенно заменяют красноармейцы, пионеры, украшения в форме военной техники.

Новогодняя открытка 1942 года.Снимок открытки из коллекции Григория Ивойлова. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Во времена самых жестоких сражений Великой Отечественной войны Новый год отменять и не думали. Тиражи открыток взлетели неимоверно.

Открытки с призывом бить врага. Снимок открытки из коллекции Григория Ивойлова. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Известно, что в блокадном Ленинграде печатались открытки тиражом в 400 тысяч штук. Поздравительная открытка с призывом бить врага должна была дойти до каждого солдата, дабы укрепить его дух и веру в победу.

Во время Великой Отечественной войны открытки печатали больше, чем до войны. Снимок открытки из коллекции Григория Ивойлова. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

На открытках 1940-х годов появляются военные сюжеты. Например, огромный советский солдат, символизирующий наступающий 1942 год, гонится с гранатой за фрицем. На другой открытке Дед Мороз, который вместо мешка с подарками держит автомат ППШ наперевес. Вместе с тем, можно встретить и открытки с изображением семьи, домашнего очага. Это означало, что Новый год стал превращаться из государственного торжества в семейное. Окончательным домашним праздником он стал к 1970-м годам.

В 40-х на открытках появляется изображение Кремля. Он становится главным образом Нового года для целой эпохи.

На открытке изображен Кремль, с Воробьевых гор взлетает ракета, а рядом разворачивается стройка. В реальной жизни стройки рядом с историческим памятником не было и ракеты над Кремлем не летали. Новый год до сих пор у многих россиян ассоциируется с Кремлем. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«В разные эпохи кремль будут рисовать по-разному, - подчеркивает Григорий Ивойлов. - При Сталине можно было изображать только Спасскую башню и исключительно с прямого ракурса. Рядом не могло быть ничего сказочного, вымышленного».

Дед Мороз на Земном шаре и космонавт - обычные сюжета открыток 60-х годов. Снимок открытки из коллекции Григория Ивойлова. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

А вот во времена Хрущева Кремль рисовали с совершено фантастическими сюжетами. Из-за него взлетали ракеты, по соседству разворачивались стройки. В 1960-е годы стройка была очень праздничным символом. Тогда активно возводили жилье – «хрущевки» и часто желали на Новый год улучшения жилищных условий.

 «Оливье», шампанское и обращение главы государства

«Советская эпоха – период постоянной смены культурных героев: сначала идеализировали полярников, летчиков, водолазов, а с 1960-х по 1990-е года главным героем становится космонавт», - рассказывает Григорий Ивойлов. На открытках этого периода можно часто встретить Деда Мороза или пионера летящего верхом на ракете в космос.

Дедов Морозов из ваты часто изготавливали артели инвалидов. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Если до 60-х годов игрушки были из ваты и картона, то при Хрущеве их заменяют стекло и пластмасса.

Карнавальные маски использовались еще в XIX веке. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В это же время в Казани начали стали ставить главную городскую елку. Центральная елка всегда размещали на Площади свободы. Возле высокой лесной красавицы располагались ледяные домики с лавочками. Здесь можно было выпить чаю, приобрести сладкий петушок на палочке.

Елочные украшения из стекла и пластмассы появились в 60-х годах XX века. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

К 70-м годам главным атрибутом празднования Нового года становится телевизор. В это время окончательно складывается традиция празднования Нового года, какой мы ее знаем теперь: «Голубой огонек», салат «Оливье», шампанское «Советское» и обращение главы государства.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах