Примерное время чтения: 4 минуты
167

Дополнительные полномочия для Татарстана! Что предлагает Москва?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Татарстан 23/10/2013
Александр Фирсов / АиФ-Казань

Конкретных предложений пока нет. Ясно одно: дополнительные полномочия для Татарстана - это не только новые возможности, но и ответственность, и затраты.

Спонсоры без денег

По мнению Шувалова, не только сами регионы, но и их районы должны отвечать за то, что положено по закону. Только в таком случае будет сформирована реальная местная власть, потому что люди будут сами обу­ст­раивать свою жизнь. Правда, пока для этого у них нет ни денег, ни нормальной организации.

С 1998 г. РТ является регионом-донором. Но, если в 90-е около 80% оставалось в республике, то сейчас в местный бюджет поступает малая толика обязательных платежей. Всё уходит в Москву, куда регионы ездят «выбивать» финансирование под различные госпрограммы. Мы спонсируем экономику и живём с протянутой рукой.

- Один из вариантов - передавать полномочия не всем сразу, а тем, кто может их взять на себя, заключая двухсторонние договоры. Татарстану и другим регионам-донорам полномочия помогут повысить эффективность работы, а также значительно уменьшить коррупцию, так как эта проблема присуща именно федеральным структурам на местах, - отмечает Рафаэль Хакимов, директор института истории АН РТ. - Наша республика сможет распоряжаться средствами, которые поступят вместе с полномочиями, лучше, чем другие регионы. Мы сможем учитывать местные условия и распоряжаться потенциалом. При передаче полномочий сильные регионы вырвутся вперёд, то есть разрыв в развитии увеличится.

Вопрос о децентрализации власти поднимают не впервые. Так, до 2015 г. Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ, поручил передать в регионы часть полномочий центральных министерств и ведомств и сократить штаты федеральных чиновников на местах. Но из-за отсутствия конкретных предложений работа ведётся вяло.

- Когда в августе 2004 г. приняли пресловутый ФЗ-№122, изменились 142 закона, а порядка 30 законов утратили силу, - объясняет Мидхат Курманов, министр юстиции РТ. - Теперь, чтобы вернуть полномочия, надо внести изменения в ч. 3 ст. 26 ФЗ-№184, где расписаны полномочия субъектов. А затем предусмотреть их финансовое обеспечение в Бюджетном кодексе РФ и налоговом законодательстве. Какие-то налоговые отчисления должны передать субъектам на исполнение дополнительных функций, которыми наделят регионы. У муниципалитетов и сейчас есть полномочия, не обеспеченные деньгами. По указу президента РФ от 7 мая 2012 г. им обещали, например, доходы от налога на имущество независимо от форм собственности, да так и не дали…

Комментарий

Сергей Сергеев

Сергей Сергеев, доктор политнаук, профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ (КХТИ):

- Передавать регионам полномочия и оставлять больше финансовых средств на местах необходимо для более эффективного социально-экономического развития страны. То, что основные финансовые средства аккумулируются в центре - ненормально. Государство так долго не может существовать. К тому же это даёт колоссальные возможности для коррупции.

Но проблема в том, что федеральный центр опасается сепаратизма (в первую очередь со стороны республик) и поэтому препятствует передаче регионам полномочий и бюджетных средств. Дело даже не в том, существует ли такая опасность в действительности. В центре хорошо помнят «парад суверенитетов» и «берите полномочий столько, сколько проглотите» 1990-х гг. и боятся, что это повторится, если республики станут чересчур самостоятельными.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах