Примерное время чтения: 6 минут
346

Проблема экспорта: особенности пищевого экспорта производителей Татарстана

По планам минэкономразвития РТ, только в этом году 90 новых субъектов МСП должно начать экспорт своей продукции. И хотя государство обещает им серьезную помощь, было бы неплохо сначала разобраться в том, какие подводные камни ожидают татарстанских предпринимателей на этом пути. Предлагаю это сделать на примере близкой мне сфере продуктов питания.

На кого делать ставку?

Директор компании «Брайт Консалтинг» Яшенкова Мария Владимировна
Директор компании «Брайт Консалтинг» Яшенкова Мария Владимировна 

Для начала надо четко понимать, что выход на международные рынки подразумевает конкуренцию с транснациональными гигантами, что требует серьезных инвестиций от новичка. Какова вероятность того, что продукт малого бизнеса будет стабильно и много продаваться в Китае? Ноль. Сложности с получениями лицензии, международной сертификации, с логистикой, таможней. Впрочем, чудеса возможны - всегда возникают новые предприятия, которые выживают, развиваются, двигаются.

Но если нужно прямо сейчас увеличить объем экспорта, то, по моему мнению, ставку нужно делать на предприятия, которые с этими операционными сложностями реально справятся. Такие в Татарстане есть, правда немного: «Агросила», «Ак барс холдинг», «Красный восток агро», «Нефис», группа «Эссен», «Татспиртпром». И все, пожалуй.

Разумеется, я не имею в виду, что все выделенные на развитие экспорта средства надо поделить между ними. Но я верю скорее в них, чем в то, что МСП сделает большую кассу за рубежом. Да, правительство Татарстана много делает для них. Но если честно, я не вижу готовности МСП выйти на экспорт, ни психологической, ни операционной.

Ключевой вопрос: маржинальность

Второй момент, почему важно сосредотачиваться на крупных холдингах, это вопрос глобальной конкуренции, где ключевой вопрос – маржинальность. Как мы можем произвести конкурентоспособный по цене сахар, молоко, курицу при сохранении качества? Ответ очевиден: только за счет высокой производительности труда. А для того, чтобы иметь высокую производительность труда сопоставимую с мировыми аналогами, нужно однозначно иметь высокий уровень автоматизации. Но пока даже у некоторых крупных холдингов нет такой производственной базы, которая всерьез позволяла бы заявить о себе на мировом рынке.

Из вышесказанного формулируем первый вывод: если мы говорим о развитии экспорта в целом, то ключевой вопрос для Татарстана – увеличение производительности труда. В частности, в области пищевой индустрии сельскохозяйственной продукции, как одной из самых перспективных сфер с точки зрения экспортного потенциала

Ставка на экспорт сырья или готовый продукт?

Отмечу, что есть две группы пищевых продуктов с совершенно разным способом продаж на экспорт. Первая группа – это сырьевой экспорт, куда входят зерно, молоко, мясо и другие. В основном это все биржевые товары, которые очень чувствительны к цене на сырье. В этом году можем продать тысячу тонн, а на следующий – уже нет: чуть изменилась цена и товар в этом сегменте рынка перестает быть рентабельным для потенциального покупателя. К тому же мы находимся в зоне рискованного земледелия и должны греть птицефермы большую часть года и лечить животных, поэтому биржевая составляющая для нас самая рискованная.

Менее подвержена колебаниям мировой конъюнктуре и более маржинальна вторая группа пищевых продуктов – более глубокий передел, то есть уже готовые продукты, брендированные или нет.

По моему мнению, хорошо было бы делать упор на экспорт брендированных продуктов, но этот путь нам еще предстоит пройти пройти.

Гендиректор АО «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев
Гендиректор АО «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев

Сейчас Татарстан периодически продает на экспорт сахар, немного экспортируется мясо. Если говорить про регулярные поставки крупных партий товара, то это подсолнечное масло, поставляемое группой компаний «Нэфис» продукция группы «Эссен»(соусы и кондитерка), 15% объемов производства которой уходит на экспорт, а это 3,5 млрд рублей. В пищевой индустрии это самый крупный объем экспорта готовой продукции. Причем речь идет именно о брендированной продукции, которая продается в 36 странах. Также необходимо отметить растущие объемы Татспиртпрома.

Если же говорить о реальных прогнозах роста экспорта на ближайшее время, то сырьевой экспортный рывок возможен по таким продуктам, как мясо птицы и еще, возможно, подсолнечное масло, но при оговорке, что будет удачная конъюнктура по себестоимости семечки. Продажи брендированной продукции резко вырасти не могут, но ежегодный прогноз роста объема экспорта в районе 15-20% кажется мне правдоподобным.

Подытоживая свои мысли, хочу отметить, что не расцениваю текущую ситуацию с пищевым экспортом как депрессивную. С 7 мая 2018 года, дня выхода майских указов Владимира Путина по росту экспорта АПК Татарстан, как и вся Россия, получил новые вводные. Ведь раньше сельское хозяйство обсуждалось в логике продовольственной безопасности – главное обеспечить себя. Теперь, когда обеспечили, время переключиться на экспорт. Татарстан хорош в этой работе в других сегментах: в нефтехимии, автопроме. Но, к сожалению, напрямую перевести опыт продажи грузовиков на пищевую отрасль нельзя.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах