aif.ru counter
159

Зеленов - это бренд!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Татарстан 25/05/2011

Это сегодня шины КАМА известны во всём мире, а ровно 40 лет назад, 25 мая 1971 года, когда вышел приказ о выделении Нижнекамского шинного завода из состава химкомбината, об этом и не мечтали. Надеялись обеспечить современными шинами хотя бы автозаводы Поволжья. Директором предприятия, которое было ещё только в проекте, назначили Николая Зеленова.

В 1971 году Николаю Зеленову было 38 лет. И хотя за его плечами было не только специальное образование, полученное в Московском институте тонкой химической технологии, но и опыт работы на Воронежском шинном заводе, назначение директором огромного предприятия такого непривычно молодого для той эпохи специалиста было серьёзным риском. Кто же мог подумать тогда, что фамилия первого руководителя ОАО «Нижнекамскшина» станет таким же общеизвестным брендом, как шины КАМА…

Шины делают руками

Становление предприятия проходило очень тяжело. Дело в том, что не только в Нижнекамске, но и во всём Татарстане не было специалистов-шинников. Их старались переманить из других регионов, но это было непросто, потому что хвастать молодому директору тогда было нечем. Вот и получилось, что в коллективе предприятия оказались всего 36 человек. Обучали новоиспечённых работников прямо на производстве.

Строительство необходимого стране завода велось ускоренными темпами спецконтингентом в количестве 1200 человек. Главный корпус сдали в 1971 году и уже в апреле 1973-го запустили основное производство. К тому времени число рабочих предприятия увеличилось до 4000 человек, большинство из которых не имели опыта работы в отрасли. Специалистов приглашали со всех заводов страны. Все эти люди прошли обучение в уникальной школе – школе Николая Зеленова.

- Николая Александровича я считаю своим главным учителем, - признаётся Мнавар Аюпов, до 2010 года директор завода массовых шин ОАО «Нижнекамскшина». – Мало кто представляет, как сложно подготовить хорошего шинника за пару лет. Даже сегодня, когда многие производственные процессы стали автоматизированными, доля ручного труда в шинной промышленности очень велика. А тогда об автоматизации и речи не было.

Я сам пришёл на завод в 1976 году, не имея объективного представления о том, что за работа меня ждёт. А ведь нас, таких необученных и неподготовленных, были тысячи!..

Конечно, Николаю Зеленову помогали глубокие знания шинного производства. Но для того, чтобы с нуля поднять предприятие такого масштаба, нужны были не только знания, нужна была хорошая поддержка.

Вместе с Николаем Зеленовым в Нижнекамск приехала жена, Вера Ильинична. Как профессиональный шинник она возглавила «кухню» завода - центральную лабораторию и создала грамотный коллектив.

Впрочем, пользуясь хорошей поддержкой близкого человека, Николай Зеленов и сам обладал чутьём и дальновидностью, а также умел найти общий язык с людьми любого уровня. Сегодня стиль его руководства называют демократичным. В обиходе советских рабочих такого понятия не было…

- Николай Александрович никогда не давал указаний, он направлял, как может направить знающий и дальновидный начальник. Конечно, у него были свои требования, и он строго спрашивал с нас, но без давления, а будто намекая. И такого намёка было достаточно, чтобы работник распознал серьёзное критическое замечание, - рассказывает Мнавар Исмагилович.

Кто не рискует…

Он мог не только направить, но и подсказать, как лучше сделать: его дальновидности можно было лишь завидовать. Полагаясь на своё чутьё, он легко шёл на риск. Благодаря одной из таких рискованных затей, для работников Нижнекамского шинного завода и их детей был создан спортивный комплекс.

- Этот объект строился как производственный цех, потому что в советские годы нельзя было отступать от генерального плана застройки, - вспоминает Рустам Ганеев, с 1986 года директор СК «Шинник». – И если бы Николай Александрович не рискнул тогда, то физическая культура и спорт на предприятии и в Нижнекамске не получили бы такого развития.

Не случайно сегодня в честь Николая Зеленова здесь проводят всероссийские соревнования по лёгкой атлетике. Дальновидность первого руководителя не раз помогала предприятию выйти из кризиса. В 90-е годы финансовые трудности испытывала вся страна. Естественно, тяжело шла и реализация шин.

- Мы пытались использовать для сбыта продукции завода бартерные схемы, но это не спасало: на территории предприятия скопилось около 100 тысяч (!) шин, - рассказывает Ирек Ихсанов, в те годы коммерческий директор ОАО «Нижнекамскшина». – Помнится, я не выдержал и подошёл за советом к Николаю Александровичу: мол, зачем нам делать столько шин, если мы не можем их продать? Тем более, что с каждым днём было всё тяжелее достать сырьё для производства такой продукции. Он не растерялся: «Не волнуйся, такое добро не пропадёт. Так что работай, а по поводу остановки производства подойдёшь ко мне, когда сырьё будет совсем неоткуда брать». Тогда мы действительно не остановили выпуск шин и в результате вышли из кризиса раньше других шинных заводов.

Когда работается шутя

Оптимизм Николая Зеленова вселял уверенность в работников предприятия. В его кабинете сотрудники будто заряжались энергией. К тому же, он всегда мог разрядить обстановку шуткой.

- И по сей день Николай Александрович помнит бессчётное количество анекдотов, - уверяет Мнавар Аюпов. – Причём это не какие-нибудь плоские шуточки, а настоящий юмор. На каждый случай жизни у него в запасе есть анекдот. Да он и сам постоянный участник юморесок. Однажды, году так в 1994, я подошёл к нему по просьбе заводских любителей футбола и предложил создать команду «Шинник». А он даже не дослушал: мол, создавай. Но я понимал, какие затраты требовались на одно только обмундирование футболистов, поэтому меня слегка смутило такое необдуманное согласие. Говорю: «Понимаете, нужно будет на форму потратиться…» А он в ответ смеётся: «Ну так давай тогда создадим команду по пляжному волейболу: там ведь вся форма – это пара трусов!»

Самое интересное, что так легко он общался не только с работниками шинного завода, но и с вышестоящими руководителями. Впрочем, свой авторитет в отрасли, в республике и в стране он завоевал не только умением общаться, но и трудом.

- Нам с Николаем Зеленовым приходилось вместе решать многие вопросы, - отмечает Ирек Ихсанов. – И я диву давался, как смело и умело он представляет проблемы предприятия на любом уровне власти. За годы работы у него завязалось множество приятельских связей в различных министерствах и ведомствах. Решение некоторых вопросов он доверял мне, как своему заместителю. И я, признаться, не раз пользовался его авторитетом. Заходя в кабинет какого-нибудь большого начальника, я первым делом передавал привет от Зеленова. Этот самый привет помогал не только открывать многие «закрытые» двери, но и решать сложные вопросы в пользу предприятия.

Казалось бы, такой авторитет мог возвысить руководителя над рядовыми работникамишинного завода. Но только не Николая Зеленова, который никогда не позволял ставить себя выше других.

- Он не ходил с телохранителем, как это модно сейчас, - добавляет Рустам Ганеев. – Да, у него был личный шофёр Петя, который и сейчас возит его на работу и с работы. Но в выходные он, как и все, брал авоську и отправлялся на рынок за продуктами. Как депутат он научил меня всегда становиться на место просящего, а не держаться за своё большое кресло.

Только нужные советы

Это уникальный случай, что один человек смог поднять шинный завод от стадии проекта до мировой известности. С 1971 по 1997 годы Николай Зеленов был бессменным директором предприятия. Оставить любимую работу ему не позволил даже возраст (28 мая Николай Александрович справит свой 79-й день рождения). Он и сегодня исполняет роль советника в ОАО «Нижнекамскшина».

- Мы до сих пор прислушиваемся к его мнению, - подчёркивает исполнительный директор торгового дома «КАМА» Ринат Биктимеров. – Потому что этот неординарный человек имеет чёткое видение того, как должна развиваться шинная промышленность в России. Советы Николая Александровича не раз помогали нам в условиях кризиса и высокой конкурентной борьбы. По его рекомендации был открыт завод ЦМК-шин, модернизировано основное производство на заводе массовых шин. Уверен, что его стратегические замечания до сих пор учитывают при создании новых производств по всей России.

Сегодня ОАО «Нижнекамскшина» прочно держится в лидерах мировой шинной индустрии. В страны ближнего и дальнего зарубежья экспортируют 20% продукции компании. Но такое признание шины КАМА получили благодаря 30-летней работе первого руководителя завода. Те, кто помогал ему ставить предприятие на ноги, уверены: будь у Николая Александровича команда надёжных помощников, он бы и сегодня смог взрастить огромный шинный завод. Не случайно фамилия Зеленова стала таким же известным брендом, как шины КАМА. Брендом, равноценного которому больше не будет…

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество