aif.ru counter
1015

Уроки банковского кризиса в Татарстане. Как не потерять свои деньги?

Все материалы сюжета Банковский кризис в Татарстане

Кто виноват, что вкладчика банка нет в балансе, и ему не дадут страховую выплату, почему люди в твердом уме перевели свои деньги из застрахованных вкладов в не подкреплённое гарантиями доверительное управление, узнал «АиФ Казань»

Части вкладчиков ИнтехБанка отказали в выплате страхового возмещения. О том, с какими подводными камнями могут столкнуться клиенты банков, каковы их шансы на возрат денег и что делать, чтобы не потерять свои деньги, выяснил "АиФ-Казань".

«Чувству бессилия нет предела!»

Четвертую неделю Агентство по страхованию вкладов (АСВ) выдает клиентам Татфондбанка положенные им по закону выплаты. За это время 117 тысяч вкладчиков получили суммы в пределах 1,4 млн рублей.

Более 9,3 млрд руб. страховых выплат АСВ получили 18 тыс. клиентов ИнтехБанка, в котором также введен мораторий, Но при этом выяснилось, что договор о банковском вкладе – ещё не гарантия того, что клиенту выплатят страховое возмещение.

Павел Егоров из Казани открыл вклад в ИнтехБанке 16 декабря. Через неделю там ввели мораторий.  13 января вкладчик обратился в банк-агент за выплатой возмещения. «Но выяснилось, что в реестре меня нет! – возмущается мужчина. -  Я написал заявление о несогласии, и далее началось самое интересное.

Позвонил на горячую линию АСВ, там сказали: обратитесь в ИнтехБанк с вопросом, по какой причине меня нет в реестре. Я позвонил на горячую линию, но там мне помочь не смогли и перенаправили в отделение, где оформлялся вклад. Сотрудник отделения ИнтехБанка, на вопрос, по какой причине меня нет в списке, ответить также не смогла. Но рассказала,  что АСВ не приняло к возмещению вклады, открытые в период с 12 декабря и до старта  моратория (23 декабря – Прим. авт.), или переоформленные и разделенные в данный период».  

На мой вопрос о том, что подтверждено ли это каким либо документом от АСВ, сотрудник сказала, что нет и это всего лишь слухи! И далее сказали: «Вам опять в АСВ звонить надо». То есть ни одна из сторон не дала мне внятных объяснений, по какой причине меня не оказалось в реестре. 

Кроме этого у меня возникают подозрения насчет прозрачности моего вклада. 16 декабря вклад был открыт, 23 декабря наложен мораторий. Выплаты начались 12 января, то есть с момента заключения договора вклада и до начала выплат прошел почти месяц! Что это? Двойная бухгалтерия? Банк не подал информацию о вкладе и на протяжении всего этого времени моим вкладом пользовались? В этом случае это преступление! Чувству бессилия уже нет предела!»

Как не оказаться «за балансом»

Заведующий кафедрой ценных бумаг, биржевого дела и страхования КФУ Игорь Кох называет такую ситуацию абсурдной: ведь в банках баланс сводится ежедневно.

«Администрация банка допустила нарушения и не учла надлежащим образом депозит вкладчика в соответствии с нормами действующего законодательства, то есть фактически допустила наличие забалансовых (неучтенных) реестров вкладчиков, - считает руководитель практики юридического агентства ЮНЭКС Алексей Пузырёв. - В случае банкротства вкладчик будет являться кредитором банка, но не сможет рассчитывать на предусмотренное законом возмещение от АСВ.

Вкладчик  наравне с другими кредиторами, возможно, получит что-то после розыска и реализации активов банка, вероятность чего крайне невысока.

АСВ выплачивает страховое возмещение согласно реестру обязательств банка перед вкладчиками, который составляет сам банк (ст. 12 ФЗ от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).

В случае предоставления вкладчиком подтверждающих документов и не включение его в реестр вкладчиков, последний вправе подать в суд на АСВ, и в судебном порядке получить причитающуюся сумму при положительном решении вопроса.

Однако существующая судебная практика позволяет сделать вывод о том, что суды в большинстве случаев занимают сторону АСВ и отказывают в выплате страхового возмещения вкладчикам».

Дабы исключить возможный риск оказаться в «забалансовом» реестре вкладчиков Алексей Пузырёв советует внимательно изучить договор перед его подписанием, обязательно проверить полномочия сотрудника банка, оформляющего вклад - наличие соответствующим образом оформленной доверенности (убедитесь, не истек ли срок её действия)  или внутренний документ банка позволяющий заключать такие договоры.

«Также немаловажное обстоятельство - наличие приходно-кассовых ордеров, - отмечает эксперт. - Их вам обязаны выдать в подтверждение операции по приему средств, проверьте корректность заполнения, наличие  реквизитов, размер вносимой суммы, подписи сотрудника и печать кассы банка.

Кроме того, рекомендуем оформить (подключить) услугу Интернет-банкинга, где вы сможете в режиме реального времени отслеживать движения по своим счетам, в том числе депозитам и начисленным по ним процентам, а главное — необходимые вам реквизиты, подтверждающие, что ваш депозит реально существует в базе банка».  

В твердом уме и трезвой памяти

В патовой ситуации оказались и те, кто отдал свои кровные в доверительное управление (ДУ) «дочке» Татфондбанка - компании «ТФБ-Финанс». Им остается день и ночь как мантру повторять одно-единственное слово - «санация» (финансовое оздоровление). Только в этом случае люди вернут свои кровные. Сейчас они винят в своих бедах сотрудников банка, которые, как утверждают люди, ввели их в заблуждение, прельстив новым предложением – только для VIP с более высоким процентом, и не сказав всей правды о доверительном управлении.

Кто-то из клиентов просто не посмотрел внимательно документы, кто-то поверил, что банк обеспечивает высокий процент, выкупая на фондовом рынке ценные бумаги, и не стал вникать в подробности этих операций.  Видимо, у людей, много лет державших деньги в ТФБ, притупилась бдительность. Как можно не доверять банку с государственным участием, который работает без проблем много лет (ТФБ основан в 1994 г. – Прим. авт)? Многие клиенты решили, что доверили свои деньги опять-таки банку, а не его вполне самостоятельной «дочке» - самостоятельному юридическому лицу. 

Заведующий кафедрой ценных бумаг, биржевого дела и страхования КФУ Игорь Кох напоминает, что по федеральному закону «О страховании вкладов физлиц в банках Российской Федерации»  страхованию подлежат только обычные стандартные вклады, которые люди делают в банках.

Не подлежат страхованию средства, переданные в доверительное управление (ДУ), средства на брокерских счетах, обезличенные металлические счета (то есть счета, открываемые банком для учета драгоценных металлов. Их доходность зависит от динамики цен на тот металл: золото, серебро, платина, палладий, в котором открыт счет).

 «Поэтому, если люди передавали свои средства банку или «ТФБ-Финанс», или ещё кому-то не на условиях договора банковского вклада, а на каких-то иных, то никаких страховых выплат для них не предусмотрено, - объясняет эксперт. - Что касается компании «ТФБ-Финанс», то это отдельное юрлицо, она может самостоятельно существовать. Если инвестиционная компания держала эти средства в Татфондбанке, они, естественно, оказались заморожены при вступлении в силу моратория по выполнению обязательств Татфондбанком.

Если людям предлагали вместо депозита иной инструмент, в частности, доверительное управление, то неважно, поступили ли они в «ТФБ-Финанс» или были на балансе самого банка, в любом случае эти средства, находящиеся в доверительном управлении, обязательному страхованию не подлежат и не попадают под выплаты АСВ».

«Слово «облигации» уже должно было насторожить»

 Чтобы избежать подобных рисков, Игорь Кох советует очень внимательно читать предлагаемый договор. А может быть, и не спешить его подписывать, если клиент впервые слышит о рекламируемом финансовом инструменте, не понимает его сути, последствия использования.

«Видимо, люди подписывали то, чего не понимали, - предполагает эксперт. - Возможно, сотрудники банка не объяснили своим клиентам полностью, что именно они предлагают. Но с другой стороны, похоже, и сами клиенты не очень-то интересовались тем, что им предложили, если они до сих пор не понимают разницы между банковским вкладом и средствами, преданными в ДУ…

Что именно вам предлагают, понятно уже из заголовка договора. Важно убедиться, что это договор банковского вклада или банковского депозита (чаще в договорах пишут «договор банковского вклада»), и этот вклад номинирован в рублях или в иностранной валюте, а не в чём-то другом.

Слово «облигации», выкупом которых кому-то из клиентов объяснили высокую доходность, уже должно было насторожить. Ведь, как правило, при открытии банковского вклада клиенту не сообщают, во что именно вкладывают его деньги. В отличие от депозитов, которые страхуются в АСВ, у облигаций при банкротстве гарантией являются активы компании или банка. Но их  продажа и выплата долгов кредиторам может затянуться на несколько лет».



Материал подготовлен: АиФ - Казань
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество