Сводки с трасс республики порой напоминают сводки с «пандемийного» фронта: новостная лента пестрит сообщениями о ДТП со смертельным исходом. Дорога нередко уносит жизни не только водителя, допустившего просчёт, но и законопослушного второго водителя или пассажиров. В чём причина явления и как бороться с ним, – в «АиФ -Казань».
Дурная слава
Статистика тяжёлых ДТП на загородных магистралях республики пополняется если не каждый день, то через день. К примеру, 6 октября в 17.50 на 121-м километре объездной трассы Казань – Оренбург «Киа Рио» столкнулся с выбежавшим на дорогу кабаном, после чего вылетел на встречную полосу, сообщает прокуратура РТ. На беду, там оказался большегруз MAN. В результате два пассажира «Киа» погибли, водитель с тяжелыми травмами оказался в больнице.
По предварительной информации, наезда на животное можно было избежать, если бы водитель выбрал безопасную скорость движения.
Фатальными для водителей и пассажиров часто оказываются именно ДТП, связанные с выездом на встречку.
"Действительно, выезд на встречную полосу сопряжён с высоким риском получения тяжёлых травм и гибели людей. Ни одно другое нарушение правил дорожного движения не влечёт такие тяжкие последствия, – отметил заместитель начальника отдела ДПСиВПО УГИБДД министерства внутренних дел по Татарстану Айрат Самигуллин. – К примеру, за 9 мес. 2021 года в РТ было зафиксировано 268 таких происшествий, из-за которых 84 человека погибли, еще 454 получили травмы".
По наблюдениям, в некоторые периоды года резко вырастает тяжесть произошедших ДТП.
«В Татарстане наблюдался всплеск аварий со смертельным исходом в январе и августе 2022 года, – рассказал начальник Управления ГИБДД МВД по РТ Рустем Гарипов. – Только за первые 20 дней января жертвами ДТП стали 29 человек, а в августе же в авариях погибло наибольшее количество людей с начала года – 45. При этом больше половины таких ДТП произошли на региональных дорогах».
Дурную славу среди водителей снискала трасса Казань – Оренбург, на которой происходит значительное число тяжелых аварий.
Призвать водителей к внимательности
Какие же меры принимаются для противодействия валу трагедий? В законодательстве предусмотрена серьезная ответственность за «неправомерный» выезд на встречку.
«За выезд на встречную полосу в нарушение ПДД накладывается штраф в 5 тыс. рублей или водитель лишается права управления автомобилем на 4 – 6 мес. Повторное нарушение влечёт лишение прав на год, а если нарушение зарегистрировано в автоматическом режиме – штраф в 5 тыс. рублей», – сообщают в Управлении ГИБДД министерства внутренних дел по Татарстану.
Нарушителей активно выявляют с помощью приборов видеофиксации.
«Республика была практически первым субъектом России, который начал внедрять камеры на дорогах в 2008 году, – отмечают в пресс-службе госавтоинспекции республики. – В то время насчитывалось лишь 66 комплексов. А сегодня используется 897 приборов фото- и видеофиксации нарушений ПДД. К концу года их количество увеличится на ещё на 88.
Это предусмотрено в рамках реализации федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» и подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения в РТ на 2014-2025 годы»».
Большие надежды возлагается на строительство платной автомагистрали М12 Москва – Казань с выходом на Екатеринбург, которая является частью транспортного коридора Европа – Западный Китай.
Она относится к высшей категории 1А. В нормативах строительства такой трассы заложены самые строгие требования безопасности. В частности, предусмотрены разделительные полосы между транспортными потоками, чтобы автомобили не вылетали на встречку.
«В этом году на строительство М12 выделяется 101 млрд рублей, – рассказал в мае 2022 года министр транспорта и дорожного хозяйства республики Фарит Ханифов.
Запланировано также активное строительство других дорог, а также ремонт имеющихся.В частности, свыше 6,7 млрд рублей будет направлено на реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги».
«В целом в этом году в Татарстане должны построить, отремонтировать, реконструировать дороги и искусственные сооружения на них более чем на 170 млрд рублей. Такого в республике никогда не было», – сообщил Фарит Ханифов.
Например, региональных дорог, которые вызывают большие опасения ГИБДД в разрезе тяжести ДТП, в 2022 году намечено построить 52,5 км, а еще и 610 км уже существующих – отремонтировать. А на на прошлой неделе вышло постановление правительства РФ о выделении ещё 35 млрд рублей на строительство и реконструкцию дорог социально-значимых федеральных объектов в стране в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В их числе обход Нижнекамска и Набережных Челнов на М-7 «Волга», сообщает пресс-служба «Росавтодора».
Кроме того, госавтоинспекция Татарстана передала в Миндортранс республики информацию о 167 опасных участках дорог, из которых больше трети отнесены к категории мест концентрации ДТП. С этим явлением, по словам Ханифова, борются комплексно.
Общественно полезное дело
В ГИБДД напоминают: помимо неукоснительного соблюдения ПДД, надо руководствоваться не максимально разрешенной скоростью движения, а выбирать ту, которая обеспечивает безопасность в в текущей обстановке. Особенно это касается сложных метеоусловий – например, при дожде. В связи с ухудшением сцепления дорожного полотна нужно избегать опасных маневров и выбирать такую скорость, которая дала бы возможность экстренно затормозить до полной остановки. Надо быть готовым к появлению диких животных на трассах, особенно в сумерках и ночью.
«Эти рекомендации давно известны, но водители часто ими пренебрегают. Значит, их должно воспитывать окружение, – считает жительница Казани Рузия Миннахметова, автолюбитель с 11-летним стажем. - Если водитель лихачит, это напрямую касается безопасности тех, кто сидит рядом. Пару раз ездила с попутчиками с сервиса «Блаблакар» – делала замечания».
Кстати, в исследовательском агентстве «ПромРейтинг» составили статистико-социальный портрет «особо опасных» водителей. Выявлены две группы автомобилистов, совершающих аварии с тяжёлыми последствиями и резко отличающихся от остальных негативным отношением к соблюдению ПДД и безопасному вождению, а также количеством получаемых штрафов за дорожные правонарушения.
Первая группа – начинающие водители-мужчины 18 – 25 лет с низким опытом вождения, достатком ниже среднего по региону и передвигающихся в основном на авто отечественного производства. Вторая группа риска состоит преимущественно из мужчин 30-35 лет на отечественных и импортных автомобиляхс достатком выше среднего, имеющих серьёзный водительский стаж.
«Молодые водители часто приобретают авто при финансовом участии своих родителей. Значит, те вправе аккуратно высказать свое отношение к опасному вождению сына или дочери. Воспитываешь водителя – делаешь общественно полезное дело», – улыбается Рузия Миннахметова.
МНЕНИЕ
Представитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов:
«Самые опасные столкновения на трассе – это лоб в лоб, потому что скорости авто суммируются. Поэтому важно, чтобы встречные потоки были разделены ограждением. Не случайно именно на региональных дорогах, где ограждения – редкость (относительно федеральных магистралей), чаще случаются ДТП с тяжёлыми последствиями.
В ночное время увеличивает риск аварий плохое освещение и отсутствие разметки. И разметка, и ограждения вблизи городов есть, а вот при удалении от населённых пунктов их все меньше. Также не должны быть закрыты деревьями знаки поворота, другие знаки.
Если говорить о категориях лихачей, нередко «летают» молодые водители, которые еще не столкнулись с негативными последствиями своего стиля вождения. В целом же во всех возрастных группах есть автомобилисты, которые нарушали ПДД, нарушают и нарушать будут, и никакие штрафы им не помеха. Создают опасные ситуации, а другие люди оказываются пострадавшими. Например, играют «в шашечки», сами уходят, а другие водители попадают в ДТП.
Сейчас «кричащие» нарушения все чаще попадают в соцсети или в сервисы типа «Народный инспектор», и это может быть действенно: многим становится неудобно перед соседями, коллегами. Общественное порицание – хороший метод, его стоит развивать».