Из-за атаки коронавируса пациенты и медработники часто сталкиваются с проблемой транспортировки больных в стационар. На вызовах работают в основном женщины. Кто донесёт носилки до кареты неотложки, если, к примеру, нужно спускаться несколько этажей по лестнице пешком? Ведь соседи могут и отказаться, боясь заразиться. Никто не отменял и тяжёлые заболевания, когда больной оказывается прикованным к постели. О проблеме, с которой сталкиваются во всех регионах страны - в материале «АиФ-Казань».
Карета подана. Но кто до неё донесёт?
Жительница Казани Татьяна рассказывает: у мамы случился сердечный приступ, вызвали скорую, сама идти к машине она не могла.
«Пришлось бежать по соседям, но всё равно нашлись только двое мужчин, так что несли её ещё я и соседка. Потеряли на поисках время, хорошо ещё, что мама худенькая, – сетует женщина. – А недавно пришлось вызывать скорую мужу. У него тяжёлое хроническое заболевание, заразился ещё и коронавирусом. Он с постели почти не вставал, но тут пришлось ему спускаться самому с третьего этажа. Ладно мужчина-фельдшер был ему опорой. У нас в хрущёвке живут одни бабушки: случись что – помочь некому».Проблемы с транспортировкой больного в машину возникают часто, подтверждают это и сами работники скорой.
«Человек оказывается обездвижен при хронических заболеваниях, сердечной недостаточности, после инсультов и инфарктов. К тому же в Казани много тучных людей, – отмечает Рустем, фельдшер скорой помощи с 24-летним опытом работы. – Днём обычно просим помочь родственников, соседей, прохожих, и, как правило, люди не отказывают. Но если человек весит под 100 кг и больше, или дело происходит ночью, вызываем работников МЧС, звоним старшему врачу, который организует дополнительную бригаду медиков».Рустем рассказывает недавний случай. Они приехали на вызов к больному, у которого были симптомы коронавируса. Надо везти мужчину в больницу, но его вес 150 кг, надо спустить его с пятого этажа, а дом без лифта.
«Сами мы не смогли его госпитализировать, а спасатели МЧС отказались приезжать из-за того, что это был температурящий больной. Нам пришлось ограничиться оказанием помощи на месте. Спустя неделю мужчина снова вызвал скорую, вызов опять пришёлся на мою смену. Ему стало хуже, но так как температуры не было, сотрудники МЧС согласились приехать, и мы вшестером спустили больного к машине».
«Нигде не прописано, что МЧС должна оказывать помощь при транспортировке больных, но такая практика существует уже давно – мы помогаем, – говорит Марат Рахматуллин, сотрудник пресс-службы ГУ МЧС РФ по РТ. – Впрочем, работники скорой редко к нам обращаются. Стараются справляться с ситуацией на месте самостоятельно».Проблема давняя, хорошо, что «АиФ» подняли её.
«Мне то и дело приходилось помогать фельдшерам, – вторит коллеге Рустему бывший водитель скорой Игорь Киселёв. – Среди медиков – почти одни женщины, а с ними так – одна беременна, у другой радикулит. Но в обязанности водителя транспортировка не входит, и вообще я несколько раз спину срывал, таская пациентов. Мы просим семью больного вызвать платную скорую для транспортировки или дождаться МЧС. Но время ожидания спасателей может быть разным, смотря какая у них нагрузка».
«Многое зависит от доброй воли водителя. Нам повезло: наш запирает машину и идёт к нам на подмогу, – отмечает фельдшер казанской скорой Марина (работает с 1993 г.). – Но бывает, что и мы несём носилки. Если же человек очень полный, а соседи не отзываются, предлагаем позвать родственников-мужчин и потом вызвать скорую во второй раз. Что касается госпитализации при коронавирусе, сейчас пациенты не тянут с вызовом до такого состояния, что они не могут идти. Тихонечко идут сами».
Медики – не грузчики
«Кто должен транспортировать больного до машины скорой?» – обратились «АиФ-Казань» с вопросом в Минздрав Татарстана.
«По сложившейся практике, медики прибегают к помощи соседей или прохожих», – скупо ответили в пресс-службе ведомства.
А если беда случилась ночью? Прохожих на улицах нет, соседи спят?
«Проблема давняя, хорошо, что «АиФ» подняли её, – отмечает Анас Гильманов, завкафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения КГМУ, в 2001-2011 гг. замминистра здравоохранения РТ. – Я сам работал фельдшером неотложки на последних курсах, и переносить больных приходилось постоянно. А фельдшеры в основном женщины. К слову, есть ограничение по поднятию тяжестей для женщин, определённое документами по охране труда –7 кг. В нормативных документах (приложение № 2 к Порядку оказания скорой медицинской помощи, утвержденному приказом МЗ РФ от 20 июня 2013 г. ,) указано, что медицинскую эвакуацию пациента при наличии показаний осуществляет выездная бригада.
Но, по словам Гильманова, кто именно должен транспортировать больного до машины скорой, в документах не определено.
«Порядок оказания скорой медицинской помощи», говорит он, предусматривает разные варианты комплектования бригад. Например, два фельдшера или врач, фельдшер и санитар, при этом санитар и должен участвовать в транспортировке больных. Но на деле финансирование на расширенные бригады не выделяется.
«В целом сейчас всё же полегче, чем в советские времена – во многих домах есть лифты, пандусы, - добавляет Анас Гильманов.- Ещё плюс – машины скорой помощи возрастом пять лет и меньше уже оборудованы креслами-каталками, которые позволяют перевозить больного и в сидячем, и в лежачем положении».
Однако и специалист в области организации здравоохранения разводит руками на вопрос, как же быть с потерей времени на поиски помощников, когда речь идёт о действительно неотложной помощи.«Мой опыт взаимодействия со скорой медпомощью ещё раз доказал правильность подхода «на бога надейся…»: старайся не болеть, а если уж заболел – вызывай медиков, пока ещё ходячий. И дружи с соседями, а то мало ли чего», – резюмирует жительница Казани Татьяна.
КОММЕНТАРИЙ
А почему не создать «летучую бригаду»?
Евгений Козьминых, генеральный директор ООО «Медико-правовая коллегия»:
– Транспортировка больных – проблема давняя, как сама скорая помощь. Но такое впечатление, что о её существовании никогда не знали в Министерстве здравоохранения.
Видимо, при расчёте штатных должностей скорой помощи чиновники исходят из простой ситуации: больной и сам дойдёт до машины, в доме есть грузовой лифт для носилок с колёсиками, врач и фельдшер – это силачи-тяжелоатлеты, а соседи ночью никогда не спят.
Наверное, в большинстве случаев так и бывает, поэтому держать на каждой бригаде двух крепких носильщиков плюсом к медперсоналу, наверное, не целесообразно.
Вот и бросают на решение этой тяжёлой в прямом смысле проблемы хрупких женщин-медиков, которые должны сами разрулить эту ситуацию со спуском с пятого этажа стандартной хрущёвки тучного пациента, который сам по своему состоянию спуститься не может, а его госпитализация обязательна.
По нашей 20-летней судебной практике по врачебным делам, действительно, в таких случаях помогают родственники, соседи, прохожие. А если их нет?У нас было 2 судебных дела, когда в ночное время не удалось найти помощников для переноски больных: в одном случае у пациентки был мозговой инсульт, во втором – последствия ЧМТ.
В первом случае врач СП, не найдя реальных носильщиков, оформила у больной отказ от медицинский помощи в виде транспортировки на носилках до машины СП.
А во втором возникла конфликтная ситуация с родственниками больного, которые на просьбу врача поискать помощников для их же близкого человека закатили скандал и отказались вообще что-либо делать для помощи бригаде. Но и в этом случае врач сумела оформить отказ от госпитализации и оставила больного на дому.
Оба случая закончились летальным исходом и судебным делом. По иску родственников была взыскана компенсация морального вреда, но не со Скорой помощи, хотя к ней тоже предъявлялись претензии, а со стационарных лечебных учреждений, куда всё же поступили пациенты, но в последствии скончались от прогрессирования исходной патологии.
В какой доле факт невозможности переноски больных на носилках к машине СП повлиял на наступление смерти, осталось невыясненным, однако по официальному заключению СМЭ причинно-следственная связь со смертельным исходом установлена не была.
Каким образом можно решить проблему? В качестве решения проблемы переноски тяжёлых больных на носилках можно предложить, например, доплачивать водителю, но не постоянно, а по факту услуги, например, по 500 р. за каждый раз.
Или ещё вариант: создать на крупной подстанции «летучую» бригаду –перевозку (или переноску) именно для таких, не самых частых, по факту, ситуаций. Или держать под рукой телефон коммерческой службы перевозки лежачих больных, где атлетическое телосложение и мужской пол являются основными деловыми качествами при приёме на работу.