Примерное время чтения: 8 минут
596

Инна Яркова о том, как оживить театральную жизнь Казани

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Татарстан 13/01/2015
В театральной лаборатории на острове-граде ожил Лев Троцкий.
В театральной лаборатории на острове-граде ожил Лев Троцкий. / Фото из архива фонда «Живой город». / АиФ-Казань
Фото: АиФ-Казань/ Фото из личного архива.

«Для меня иногда театр заканчивается тогда, когда открываются кулисы и на сцене появляется актер, - объясняет Инна Яркова. - Если я не вижу там жизни».

Эскизы в ангаре

- Инна, если в Казани появляются такие фонды, как ваш, значит, в культурной жизни чего-то не хватает?

- На мой взгляд, пространства для эксперимента, поиска. Есть прекрасные репертуарные театры, но ведь театр не заканчивается на этом. Мало, кто занимается исследованием и пытается разобраться, какие же процессы происходят в театре сегодня. Мало работы с современной драматургией, с разными формами современного театра. Может быть, поэтому многие молодые актёры, режиссёры, получив образование в Казани, уезжают в другие города. 

Наш фонд был создан, чтобы формировать новую культурную среду. Соучредители - Артём Силкин, директор музея «Остров-град Свияжск» и режиссёр Диана Сафарова. Артём Николаевич больше занимается выставками, кино, я и Диана - театром. Действуем одной командой - нет такого, что кто-то - лидер, а кто-то - исполнитель. 

Досье
Инна Яркова - директор некоммерческого фонда поддержки современного искусства «Живой город» - родилась в 1987 г. в Н. Челнах. Окончила юрфак КФУ, актёрский факультет Казанского театрального училища. Замужем.

 - Фонд работает чуть больше года. Есть чем гордиться?

- Удаётся аккумулировать новую среду, привлекать неравнодушных людей. Мы организовали ретроспективы фильмов А. Сокурова и Й. Стеллинга. Провели две творческие театральные лаборатории «Город-арт-подготовка» и «Свияжск АРТель». Все лаборатории проходят под руководством Олега Лоевского – известного театрального деятеля, который и был родоночальником формата «Лаборатория в российском театральном пространстве». Привлекаем как репертуарные театры, так и независимые структуры. 

 Без божества

- Расскажите о ваших партнёрах, проектах. 

- Театр им. Камала сделал эскиз с немецким режиссером Андреасом Мерцем-Райковым в громадном пустом ангаре на основе текста Хайнера Мюллера «Волоколамское шоссе». Получился удивительный диалог пространства заброшенного ангара, текста немецкого автора и татарского языка.

Фото: АиФ-Казань/ Фото из архива фонда «Живой город»

Местом действия лаборатории в Свияжске стал сам остров. Подобное направление в Европе называется «site specific» - форма современного театра, когда само место становится активным участником действия. Мы работали с архивами, привлекали драматургов, которые ходили по Свияжску с диктофонами и записывали рассказы местных жителей. Так на острове родился вербатим (форма документального театра, где в основе спектакля не драматургия, а реальные рассказы местных жителей).

Во время лаборатории был создан и спектакль-«бродилка» по острову-граду на основе мифов, рассказов о нём. Актёры и зрители перемещались по Свияжску, попадая из одной легенды в другую. Их героями стали языческий дух Киримет, по преданию обитавший на месте Троицкой церкви. Лев Троцкий, прибывший в Свияжск в 1918 году, чтобы возглавить борьбу большевиков за Казань. 

Фото: АиФ-Казань/ Фото из архива фонда «Живой город»

Были эскизы и о жизни обычных людей. История семейной пары, у которой долго не было детей, и ставшей родителями после переезда в Свияжск. Или история тайной переписки молодого человека и девушки, которые не могли общаться открыто – в царской России это считалось неприличным.

Мы не развлекали зрителей, они становились активными участниками процесса. Вытаскивали лодку, которая не могла подойти к берегу из-за шторма, протестовали против идеи Троцкого расстреливать каждого 10-го солдата, бежавшего с боевых позиций…

- Мы привыкли, что актёр – божество. Зритель не имеет права отвечать на его реплики, выйти с ним из театра в одну дверь. 

- Театр может быть и таким. Но когда говорят, что он должен быть только таким, я считаю, это не совсем верно. 

Фото: АиФ-Казань/ Фото из архива фонда «Живой город»

Мне нравится, когда со мной вступают в диалог, дают слово. Я за такой театр. А когда что-то навязывают, говорят, как надо и как правильно - это пугает. Наступает время, когда уже пора спросить: «А кто мы? Куда мы идем?». Иначе можно превратиться в стадо, которым легко манипулировать. Важно разобраться, что каждому из нас нужно. Театр - катализатор этих процессов - в обществе и в первую очередь в самом человеке. 

В этом году мы займёмся проектом class act - это драматургическая лаборатория для школьников или классная драма. Условно говоря, 15 детей разного возраста, в том числе и ребята с ограниченными физическими возможностями, в течение недели пишут короткие пьесы на 5 минут – о чём хотят. Им помогают профессиональные драматурги. 

Пьесы ставят профессиональные режиссёры. Получается спектакль-альманах на час, полтора. Это даёт сильный эффект. Дети раскрываются, говорят о своих проблемах. Мы планируем создать два спектакля-альманаха - в ТЮЗе и в театре им. Камала. И организовывать такие социальные проекты с разными группами населения, на разных площадках. 

Фото: АиФ-Казань/ Фото из архива фонда «Живой город»

Гениальный спектакль

- Кто финансирует ваши проекты? Минобразования РТ так жёстко контролирует поборы в школах, что некоторые запретили сбор денег на походы в театры. 

- Мне странно слышать, когда говорят: «Если бы у меня были деньги, я бы сейчас сделал гениальный спектакль!». Далеко не всё завязано на материальных вещах. У нас все показы бесплатные, денег со зрителей мы не берём. Когда есть своё здание, нужно содержать штат сотрудников для его обслуживания. У нас такого нет, мы не привязаны к определённой площадке. К тому же все члены фонда работают на волонтёрских началах. Проекты поддерживает минкультуры РТ на грантовой основе, кроме того нам помогают частные инвесторы. Но генерального спонсора в лице банка или нефтяной компании у нас нет. 

- Ваши прогнозы развития театра?

- Театр должен быть современным, отражать процессы, происходящие в обществе. Главное, чтобы ему давали возможность о них говорить. Иногда этому очень сильно сопротивляются. Достаточно вспомнить московский театр документальной пьесы ТЕАТР.DOC . Но в то же время это опыт для самого театра. Всё, что происходит, всё - опыт. И будем надеяться на лучшее!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах