aif.ru counter
Татьяна Сидорова 221

«Рэп всегда был модным». Бард Леонид Сергеев о молодом поколении и музыке

В Казани с успехом прошел концерт «25 лет под мухой» известного российского барда Леонида Сергеева. О том, чем отличается популярная музыка от авторской песни и почему на современной сцене много «мусора», музыкант рассказал в интервью «АиФ-Казань».

Из личного архива

«Я себя никогда не делал. Жил и живу. Получается или нет, судить не мне. Но я себе самый строгий оценщик», - говорит известный российский бард Леонид Сергеев, который отмечает день рождения в Казани концертом «25 лет под мухой».

Про город

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Лёня, что для тебя Казань?

Леонид Сергеев: Родной город, где я был последний раз года два-три назад. Лучшая часть жизни прожита здесь. Несмотря на то, что переживаю не самый лучший период в смысле здоровья, захотел приехать в свой день рождения, увидеть всех, кого люблю, и ощутить некий прилив энергии, чтобы выйти на новый виток.

Город давно изменился. Ещё с той поры, когда заговорили о 1000-летней истории. По Жванецкому, «Сынок вздрогнул, и вдруг старше стал». Когда работал в казанской «Вечёрке», в 1979-м, если память не изменяет, рьяно пытались отметить 800-летие города. А спустя несколько десятилетий он на 200 лет «подрос». Меня это забавляет. Дело в какой-то политике. Кажется, и Елабуга тоже «подросла»? Это стало модным. У Андрея Кнышева, творца телепередачи «Весёлые ребята», с которой и начался мой эпохальный отъезд из Казани в Москву, есть такая притча: «Сверху дали добро, внизу злобно выругались, но пошли выполнять». Так происходит до сих пор. 

- Ты упомянул про «Вечернюю Казань»… Это был твой личный «космодром». В Англии говорят, что пока королева жива, будет и печатный «Таймс», таковы традиции… Почему российские газеты уходят в астрал?

- Туда уходят печатные издания во всём мире. Печально, что вместе со страничками уходит что-то важное. Работа в газете была временем моего становления. И, вспоминая себя тогдашнего, сравнивая с собой нынешним, понимаю, что тогдашний Лёня Сергеев был лучше. Пока жил СССР, была жива и «Правда». Но в Англии королева до сих пор. У нас - полная неразбериха, нет царя в голове, каждое новое руководство устанавливает свои правила, а ты мне про традиции. Где они?

Про амплуа

- В анонсе концерта тебя назвали писателем. Какие книги написал?

- Ещё бы назвали академиком, героем, мореплавателем и плотником… Не знаю, кто это сочинил. У нас нет концертного директора и райдеров. Я не писатель. Альбом «25 лет под мухой» - совместное творчество моё, Вадика и Валеры Мищуков. Про какую-то популярную песню говорят, что она, скажем, - Дунаевского. Автора слов не всегда назовут. Обозначь меня хоть великим писателем или поэтом земли русской, мне будет неприятно, брезгливо. Чтобы быть поэтом, надо учиться, уметь это делать. Человек, нарисовавший «крестики-нолики», не считает, что он художник. Я просто сочиняю песни, пишу стихотворные тексты. Иногда получается попасть в мишень, затронуть чью-то душу. А иногда и нет.

- Какую из своих песен ты считаешь самой значимой и дорогой в эмоциональном плане?

- Ух ты, какой крутой вопрос… Наверное, (после долгого молчания) одна из последних, посвящённая 50-летней годовщине трагических событий на острове Даманском. Было противостояние СССР и Китая. Погибли наши пограничники, отстаивая территорию СССР. Сейчас Даманский уже на китайской стороне. Зачем погибли тогда люди? Меня зацепил этот вопрос. Однажды ночью вскочил, и просто вылилась эта песня. Пока она сырая, так что в Казани её не исполню.

Про сцену

- Сцена - твоё рабочее место, рупор, подиум или что-то другое?

- Когда вокруг все стали звёздами, появились телешоу с громкими названиями, я понял, что произошла подмена понятий в ущерб содержанию. Я не звезда, хотя были периоды, когда по 20 концертов в месяц по городам и весям страны и за рубежом… 

Спросила про сцену? Можно сказать, что это всё! Со студенческих лет, с легендарного нашего «Тюмиффа» это энергия, заряд, драйв, адреналин. Даже выход на сцену - поступок. Не каждый может преодолеть себя. Но если вышел, то зачем? Заявить о себе? Тогда лучше этого не делать. Или что-то отдать и получить взамен? Тогда - вперёд! Сцена для меня не просто место, где я работаю. Со сцены я общаюсь с приятными и дорогими мне людьми. Ты обязательно это напиши, обязательно!

- На современной российской сцене много мусора. Согласен?

- Ах, какая ты мягкая и толерантная! Там просто помойка! И когда ничего из себя не представляющие субстанции, в которых вложены «бабки», выкатываются на сцену, оторопь берёт.

Много лет назад мне рассказали, что существуют давно прописанные и проверенные схемы. Если вложить деньги, кто угодно станет звездой. Это подключение средств массовой информации, скандалы - слухи - сплетни и т.п. Всё продумано давно. Как в фильме «Операция «Ы». Дескать, «всё уже украдено!». Если, допустим, в тебя вложить 5 млн долларов, через три года ты будешь звездой. Ездить на лимузине, летать на фешенебельном частном самолёте, а твой райдер будет включать королевские апартаменты. В тебя вложились, тебя ведут. То же в политике, экономике, социальной и общественной жизни. Всё было и есть! А пипл схавает. Наверху считают, что в нашей стране уже не люди, а на-се-ле-ние. Но наверху, наверное, троечники. Надо знать отечественную историю. И не ту, которую пишут по приказу и в угоду, а настоящую. Читайте источники, господа!

Про бардов

- Тебя все считают великим оптимистом, а я чувствую сейчас твою огромную душевную усталость. Не ошиблась?

- Это мудрость. У нас как-то сочинилась песня, достаточно «чернушная»… Смысл такой: человек родился заново, и ему дано это осознать, но родился в том же самом месте, в той же самой стране, в то же самое время, и он вынужден ещё раз прожить ту же самую жизнь, всё понимая. Когда я спел это на Грушинском фестивале, меня спрашивали с тревогой в глазах: «У вас что-то случилось?». Но, понимаешь, всё время смеяться, пуская розовые слюни, - идиотизм. Всё время плакать и биться головой об стенку - тоже диагноз. Я всегда старался и стараюсь где-то посредине болтаться. Между небом и землёй, между чёрным и белым, понимая, что чёрное всегда закрашивает белое, а пороки всегда сильнее добродетелей. Возможно, я, разговаривая с тобой, излишне резок. Но смотри ТВ, и всё ясно. Наверное, не только я духовно устал.

- У молодняка в моде рэп, бардовское движение представлено ветеранами. Оно уходит?

- Есть талантливые ребята, воспитанные на традициях авторской песни. И если их знают не все, то это беда тех, кто не знает. А Ю. Кукин, А. Городницкий, Ю. Визбор каждый год не рождаются.

Шестидесятники - это всплеск. Сейчас живём в болоте. Когда вспоминаю свои 18-летние песни, вижу, что они довольно «сопливые». У сегодняшних 18-летних они даже поинтереснее: они знают то, чего мы в их возрасте не знали и не имели. А когда за 60, то пишешь, опираясь на свой жизненный путь, который состоит не только из достижений и парадов, но и из поражений, разочарований, метаний. Когда кто-то, достигнув ветеранского возраста, слушает это, возникает созвучие, внутренний отклик. А если тот же человек слушает песни 18-летнего автора, таких эмоций может и не быть. Бардовское движение живо и будет жить. Человек не перестанет дышать, а пишется - как дышится. Авторская песня - послание от одного к другому: «Мы с тобой одной крови, ты и я!».

Ну а рэп всегда был модным. Правда, здесь, как всегда, слепо копируют, и уродливые черты просто смешны. На мой взгляд, поколение молодых - поколение «рацио». А наше поколение - «эмоцио». Потому что у нас ничего не было, мы сами создавали свои эмоции и сами же их проживали. Отсюда наши походы, палатки, костры, кухонные посиделки и прочие скромные радости. «Рацио» делают не эмоции, а себя… Я себя никогда не делал. Жил и живу. Получается или нет, не мне судить. Но я, как чистейший «эмоцио», себе самый строгий оценщик.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество