aif.ru counter
530

Исторический счет. Директор Нацмузея РТ об Иване Грозном и дилетантах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Татарстан 09/12/2015

«Историю нельзя всё время переписывать, ею не должны заниматься дилетанты», - говорит Гульчачак Назипова, генеральный директор Национального музея РТ. – Именно музеи, архивы, которые хранят предметы, документы – исторические источники, передают подлинную историю народа, не поддающуюся вольной интерпретации». 

Фото: АиФ

Документ из глины

«АиФ Казань»​: - Гульчачак Рахимзяновна, этой осенью ваш музей в год своего 120-летия принимал Международный музейный форум. О чём говорили музейщики?

Гульчачак Назипова: - Некоторые коллеги поднимали проблемы реституции музейных ценностей, возвращения скифского золота и т. д. Но дискуссии не скатились до этих пусть даже важных музейных тем. Главная проблема сегодня – рост терроризма. Мы с ужасом наблюдаем, как гибнет Пальмира – памятник не только Сирии, но и всего человечества. Чтобы мы ни делали сегодня для сохранности экспонатов - в Лувре или в Тетюшском краеведческом музее, будем бессильны, если в мире возобладает терроризм. На форуме был принят Казанский манифест – обращение к музейному сообществу всего мира с призывом объединиться в деле сохранения своих экспонатов, памятников, движимых и недвижимых, независимо от вероисповедания, политических взглядов. Страшно, когда уничтожают людей, а уничтожение памятников – это уничтожение памяти людей, подчеркнули мы в манифесте.

- Сегодня интерес к музеям растёт. Они ищут новые формы работы. Каким путём идёте вы?

 - Уже при создании нашего музея в 1890-е годы была поставлена задача – споспешествовать (способствовать) развитию промышленности и науки. Прежде всего, собирая и популяризируя предметы декоративно-прикладного искусства, музеи могут дать возможность сохранить местные традиционные народные промыслы, возродить забытые, утерянные технологии.

Фото: АиФ-Казань/ Мария Зверева

Наш музей активно представляет изделия народных мастеров, мы давно сотрудничаем с Палатой ремёсел РТ. В 1990-е годы именно наш музей начал комплексно решать проблему сохранения народных промыслов, организуя выставки, различные мероприятия с участием мастеров. Мы первые указали ювелирам на уникальный памятник булгарской культуры – золотое височное кольцо с уточкой. Это один из наших титульных экспонатов, он выполнен в уникальной технике бугорчатой скани. Татарстанским мастерам удалось возродить многие старинные технологии. Мы гордимся, что  в этом есть и заслуга нашего музея.

Сегодня в музее работает золотошвейная мастерская, проводятся мастер-классы по кожевенному мастерству, обработке дерева, металла и т.д. Скоро будет и гончарная мастерская. Мы нашли мастеров, которые уже создают керамические изделия по булгарским технологиям, образцы которых есть в музее.

- О чём может рассказать обычный глиняный горшок?

- Экспонаты музея могут рассказать о многом, только надо уметь их услышать. Вот например, изделия из глины. Гончарное производство в нашем регионе имеет глубокие корни, начинается с эпохи неолита и развивается в Волжское Булгарии, известны изделия эпохи Казанского ханства. А следующий экспонат татарского гончарного производства – относится уже лишь к началу ХХ века. Как объясняют историки и искусствоведы, такой разрыв случился потому, что татары, становившиеся  участниками крестьянских восстаний, в том числе крупных (под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачёва) были отселены от крупных рек, которые и в те времена были главными коммуникациями. Вы наверное наблюдали, что до сих пор в Татарстане непосредственно на берегу Волги почти  нет татарских сёл. Поскольку качественную глину можно найти только по берегам водоёмов, гончарное производство у татар стало исчезать. Возрождение началось лишь в ХХ веке.

Национальный музей Татарстана: до, во время и после пожара | Фотогалерея

Факты и мифы

- Как вы, человек, привыкший опираться на факты, документы, оцениваете царствование Ивана Грозного?

- Жёсткими методами в то время шло становление всех средневековых государств – во Франции, Германии. Известны страшные зверства в других средневековых государствах Европы. 

Историческая заслуга Ивана Грозного в том, что он продолжил объединение, консолидацию Русского государства, начатую Иваном Третьим. Для того времени это было прогрессивно. На всей Восточно-Европейской равнине, в Сибири, на Дальнем Востоке не было крупных государственных образований. Золотая Орда распалась, началась междоусобица, из-за которой страдали, прежде всего, обычные люди.

А в целом, сейчас преступно было бы сводить счёты, обращаясь к истории. Необходимо учиться на исторических фактах и не допускать войн - такое отношение к истории должны выработать именно политики. Сведение исторических счетов может привести к глобальным трагедиям.

- История сегодня - модное хобби: все мнят себя её знатоками.

- К сожалению, история как наука дискредитировала себя в том смысле, что часто была вынуждена отражать интересы власть имущих. Но в эту науку не должны вмешиваться политики, и самое главное – ею не должны заниматься дилетанты.

 В 2016 году мы с университетскими учеными хотим восстановить лекторий, действовавший при нашем музее. Читать бесплатные публичные лекции для всех, кто желает побольше узнать о интересных исторических фактах, малоизвестных событиях, послушать профессоров, докторов наук, всю свою жизнь посвятивших этой науке, владеющих методикой её изучения. Если ты  прочитал один документ эпохи, необходимо изучить и другой документ этого времени, который ему противоречит, третий, четвёртый... Так выстраивается беспристрастная картина времени.

Фото: АиФ-Казань/ Мария Зверева

Сейчас мы живём в очень сложное время с точки зрения развития гуманитарной науки. Такое уже было в нашей стране в 1930-е годы, были ликвидированы самостоятельные исторические факультеты и кафедры  в университетах, кафедры литературы, истории были объединены. Их восстановили только  перед Великой Отечественной войной. И сейчас наблюдается почти такая же картина. Это может нам аукнуться лет через 5-10 ситуацией, когда даже в школах не будет хватать учителей – историков, преподавателей русского и татарского языка и литературы.

Я не спорю: внимание к техническим, экономическим специальностям закономерно, это требование жизни. Но если мы не будем изучать свою историю, нам придётся изучать чужую. Историки и филологи сегодня очень нужны.

- Одна из ваших научных работ посвящена Карлу Фуксу. Есть ли в музее вещи из его коллекции?

- Коллекцию профессора Фукса после его смерти постигла печальная участь. Что-то было раскуплено, что-то распродано с аукциона… Нумизматическую часть, основой которой были джучидские (золотоордынские) монеты, Фукс при жизни продал университету. Причём деньги за них он получал чуть ли не в течение 10 лет. В 1864 г. монеты Фукса перевезли в Санкт-Петербург вместе с переехавшим туда Восточным разрядом Казанского императорского университета. Может быть, часть их сохранилась в Государственном Эрмитаже…. Этот вопрос ещё не изучен до конца. Не хватает специалистов. В нашем музее всего один исследователь-нумизмат - Альфира Сунгатуллина, уникальный знаток джучидских монет. Необходимо готовить смену из молодых студентов, однако сейчас молодые ученые редко приходят в науку, а уж тем более совсем редко становятся гуманитариями.

- Как зарабатывает Национальный музей?

- Мы первыми из музеев республики стали проводить на первый взгляд не музейные мероприятия, такие, как свадьбы, дни рождения. Но, по сути, это экскурсии, во время которых устраиваются игры, связанные с традициями того или иного народа. Гости получают новые знания по истории нашей республики, т. е. мы не только зарабатываем деньги, мы ещё и просвещаем.

Большим спросом пользуются мастер-классы. Для инвалидов, детей из малообеспеченных семей они бесплатные. Надо справедливости ради подчеркнуть, что очень много людей приходят в музей бесплатно. Ночь в музее посетили 30 тыс. человек, из них 25 тыс. человек бесплатно. Посетителей становится всё больше. Если в 2004 году, после реставрации здания, к нам пришло 94 тыс. человек, то например, только за 10 месяцев нынешнего года у нас уже побывало больше полумиллиона посетителей.

Ночь в Нацмузее РТ посетили 30 тыс. человек.
Ночь в Нацмузее РТ посетили 30 тыс. человек. Фото: АиФ-Казань/ Мария Зверева

В этом году мы заработали около 15 млн. рублей. Мы бы зарабатывали и больше, если бы все наши здания были приведены в порядок. Нам нужен бюджет в 10 раз больше, чем может сегодня выделить государство.  Нет фондохранилища с современным оборудованием. Последний раз оно покупалось, наверное, в 1980-е годы. 

От «Фордзона» до «КАМАЗа»

- 2016 год – год 130-летия Габдуллы Тукая. Как изменится Музей поэта?

- Мы хотим, чтобы очень современная поэзия Тукая стала понятнее молодому, юному поколению не только татар, но и всех других представителей нашего многонационального мира. Чтобы люди поняли, почему народный поэт Габдулла Тукай объединяет татар всего мира, почему он стал символом татарской нации. Замыслы авторов экспозиции хотим воплотить с помощью современных аудио-, видео-инсталляций.

Как ни странно это прозвучит, судьба Тукая ещё мало изучена. Вокруг его жизни много мифов. Один из них о том, что Тукай никогда не был в Доме Шамиля, где находится музей. Это не так. После смерти Шамиля его вдова с детьми уехала в Петербург. Здание купил молодой предприниматель Ибрагимов и использовал его как доходный дом. Там находились разные конторы. На первом этаже была книжная лавка, куда несомненно мог заходить Тукай.  Мы хотим воссоздать облик этого книжного магазина, рассказать о жизни Тукая через его произведения.

К 130-летию поэта будет закончена работа над музеем-витриной в здании, построенном на месте номеров «Булгар», где жил поэт. Вещей Тукая там нет, но в экспозиции представлены подлинные предметы его эпохи, которые уже сейчас может видеть каждый прохожий. Готова электронная этикетка с программным обеспечением, которая  позволит прохожим получить информацию об представленных здесь экспонатах. На плазменных панелях появится информация о творчестве Тукая, о связанных с ним местах.

- В Национальном музее пока нет экспозиции XX века. Какой вы её видите?

- Прежде всего, она должна быть современной. Будучи именно Национальным музеем Республики Татарстан, мы хотим показать все достижения нашей республики, ее победы в науке, в производстве, в культуре и спорте. Показать героев Татарстана.

Мы хотим отразить XX век через жизнь человека. Вот он родился, пошёл в школу, стал октябренком, пионером, комсомольцем, пошел учиться или в  ПТУ, или в институт и т.д. Роль КПСС, агропромышленный комплекс, КАМАЗ, нефтяная отрасль – всё это будем показывать через жизнь конкретных людей.

У нас есть трактор «Фордзон», символ коллективизации, автомобиль «ЗИС», подаренный казанскому рабочему самим наркомом промышленности Орджоникидзе. Недавно получили грузовик «ГАЗ» времён Великой Отечественной. Эти экспонаты позволят показать крупные исторические вехи. Хотим, чтобы у нас был «КАМАЗ»: и спортивная машина, участвующая в Дакаре, и обычный грузовик. Чтобы каждый мог сесть в его кабину и порулить!

Однако, чтобы построить эту экспозицию, необходимо завершить реконструкцию и реставрацию здания Гостиного двора, которое отреставрировано сегодня только на одну треть.

Досье

Гульчачак НАЗИПОВА. Гендиректор Нацмузея РТ, в который входят 12 музеев-филиалов, насчитывающие 940 тыс. экспонатов. Родилась в Мензелинском р-не в 1961 г. Окончила КГУ. Заслуженный работник культуры РТ. Доктор исторических наук. Вице-президент Российского комитета Международного Совета музеев. Член Общественной палаты РТ. Автор более 100 научных публикаций, трёх монографий.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах