1646

Близко к сердцу. Певица Гульнора Гатина о русской опере, Крыме и силе любви

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Татарстан 14/02/2017
Казань стала для Гульноры Гатиной вторым домом.
Казань стала для Гульноры Гатиной вторым домом. © / Из личного архива

Солистка Татарского оперного театра Гульнора Гатина впервые поёт главные партии на международном Шаляпинском фестивале, но ей прочат звёздное будущее на мировой оперной сцене. В чём сила хрупкой гейши Чио-Чио-сан, как итальянская музыка учит любви и закаляет сердца, певица рассказала в интервью «АиФ-Казань».

В Чио-Чио-сан для меня главное - сила характера, а не трагизм судьбы. Да, она хрупкая, нежная, но очень волевая, сильная. Её сила – в любви, в верности. О такой чистой любви люди мечтают во все времена.

На крыльях Чио-Чио-сан

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Партию Чио-Чио-сан вы выучили в Италии. Но казанская постановка отличается от классической. Ваша мадам Баттерфляй - тоже?

Гульнора Гатина: В спектакле, поставленном Михаилом Панджавидзе, историю Чио-Чио-сан рассказывает её взрослый сын. Поэтому в начале постановки говорится о ядерной катастрофе, случившейся в Нагасаки в 1945 году.

В казанской версии историю Чио-Чио-сан рассказывает взрослый сын.Фото: Из личного архива/ Гульнора Гатина

Не скрою, я была немного ошеломлена, когда меня вводили в роль. Мне казалось, Баттерфляй не может сама мыть полы, ведь она мадам! Но, видимо, эта деталь была нужна, чтобы подчеркнуть трудное положение, в котором оказалась героиня. Были и другие мелкие моменты, которые пришлось перебороть в себе. Но я никогда не капризничаю. Выполняю все задачи, которые ставит передо мной режиссёр.

Досье
Гульнора Гатина родилась в г.Намангане (Узбекистан) в 1987 году. Окончила Казанскую консерваторию. Солистка Татарского театра оперы и балета. Лауреат международных конкурсов в Чехии, Италии. Замужем.

В роли Чио-Чио-сан для меня главное - сила характера, а не трагизм судьбы. Да, она хрупкая, нежная, но очень волевая, сильная. Её сила – в любви, в верности. О такой чистой любви люди мечтают во все времена.

Когда я изучала эту партию - особенно эпизод разлуки с сыном, финал, когда Чио-Чио-сан убивает себя, моя преподаватель-итальянка говорила, что я принимаю всё это очень близко к сердцу.

- Как вы думаете, все россияне так эмоциональны?

- Меня вначале критиковали за русские манеры: «Не будь матрёшкой!» (смеётся) Итальянцы считают, что они ведут себя на сцене более естественно. Учили избавляться от штампов, никого никогда не копировать, потому что каждый артист исполняет свою партию так, как он сам её чувствует. Последние четыре года я стараюсь никого не слушать из певцов. Хочется в себе найти все краски характера своих героинь.

В русской оперной музыке чувствуется широкая русская душа, я бы даже сказала, в ней главное – слово, которое берёт за живое. А итальянцы больше работают над нюансами

В сильной партии

- Чем русские оперы отличаются от итальянских?

- В Италии поётся по-другому, там идеальный климат для вокалиста. Всегда солнце, не ощущается усталости.

Ее Чио-Чио-сан - волевая женщина. Фото: Из личного архива Гульноры Гатиной

В русской оперной музыке чувствуется широкая русская душа, я бы даже сказала, в ней главное – слово, которое берёт за живое. А итальянцы больше работают над нюансами. Их музыка – это бельканто, ровное пение, в котором важны музыкальные интонации.

В Италии оперы подробно изучают в школе. Там театры есть даже в маленьких городах, и в каждом - специальные проекты для детей. Школьники приходят в театр с уже выученными текстами опер. Даже для совсем маленьких пяти-, шестилетних ребят создаются постановки, в которых кроме артистов участвует весь зал - дети все вместе исполняют отрывки из партий. Благодаря этому итальянцы с детства знают наизусть весь мировой репертуар: Пуччини, Моцарта, других великих композиторов. На мой взгляд, это лучшие уроки воспитания души, характера, работоспособности. Очень хочу, чтобы этот итальянский опыт использовали в России. Занятия музыкой делают человека эмоционально сильным, уверенным в себе.

- На Шаляпинский фестиваль, как и прежде, приезжают украинские певцы. Выходит, политика не влияет на оперное искусство?

С Ахмедом Агади. Фото: Из личного архива/ Гульнора Гатина

- Я стараюсь жить так, чтобы посылать всем мысли о мире. И молюсь о том, чтобы мои надежды сбылись. Негатива со стороны иностранных певцов не чувствую. У меня масса друзей – вокалистов, дирижёров. Многие стремятся приехать в Россию, в Казань просто как зрители, послушать наших музыкантов. Многие спрашивают: «Дирижёры не нужны? Как приехать к вам в театр на прослушивание?»

- Ваша мама Левиза Чалбашева – заслуженная артистка Крыма. Планирует ли она переехать в Казань?

- Мои мама, бабушка, братья живут в Крыму. Мама категорически против того, чтобы уехать оттуда. Она любит Крым, продолжает там работать. Говорит, что всё у них хорошо. Жизнь меняется только к лучшему.

Я ощущаю себя казанской татаркой. Меня вырастила бабушка – на казанской культуре, эчпочмаках, перемячах… Мне с детства говорили: «Ты поедешь учиться в Казань». Могу сказать, что сегодня почти в совершенстве владею татарским языком. На этом языке говорит мой муж, будут говорить мои дети.

Гульнору называют восходящей звездой оперной сцены. Фото: Из личного архива/ Гульнора Гатина

Чтобы понять, как жить дальше, надо, прежде всего, определить для себя, где твой дом. Потому что, куда бы ты ни уезжал, в любом случае нужно возвращаться домой.

Уезжать и возвращаться

- На конкурсе в Италии вы выиграли турне по всем городам страны с оперой «Турандот», а также мастер-классы лучших итальянских певцов. Хотели бы работать только за рубежом, не в России?

Фото: Из личного архива/ Гульнора Гатина

- Во время этого турне я проходила мастер-класс у очень известного, действительно  великого певца Владимира Чернова (Чернов признан одним из лучших баритонов мира за последние 15 лет. - Прим. авт.). Он живёт в Австрии, организовал вместе со своей супругой школу для начинающих певцов. Является профессором факультета вокального искусства в Университете Лос-Анджелеса,  педагогом в академии Пласидо Доминго. 

Между мастер-классами мы разговорились о будущем: где лучше развиваться, как получить больше возможностей. И вот именно от такого великого певца я получила и совет, и подтверждение своим мыслям. Чтобы понять, как жить дальше, надо, прежде всего, определить для себя, где твой дом. Потому что, куда бы ты ни уезжал, в любом случае нужно возвращаться домой. Дом – это то место, где тебя воспитали, научили всему, что ты умеешь.

Я жила и училась в Крыму, но по-настоящему дома ощутила себя только в Казани. Не представляю своей жизни без этого города, потому что именно здесь во мне воспитали артиста, вокалиста. Что я всю жизнь буду петь, поняла не после окончания консерватории, а когда меня приняли в труппу Татарского оперного театра.

Мне казалось это нереальным. Вокалистов много, конкурс большой. А меня пригласили на прослушивание и единственную - из выпускников нашего и прошлогоднего курса - приняли в труппу. С тех пор театр стал для меня домом, я начала жить только им. Иногда я уезжаю из Казани на полгода, редко бываю дома, но мне всегда хочется сюда вернуться.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах